Конец света «переносится»

В этом году впервые за свое многолетнее существование единственная в крае обсерватория изменилась до неузнаваемости. На смену старенькому телескопу, который считался едва ли не музейным экспонатом, пришел современный оптический астрофизический комплекс.

   
   

Долгие годы ведущему кубанскому вузу, в стенах которого и находится площадка для небесных наблюдений, как это ни странно, проводить модернизацию было не за что. Какие перспективы открываются перед кубанскими знатоками астрономии с появлением новой техники? Об этом и не только наш разговор с заведующим обсерваторией Александром Ивановым.  

Прошлый век уходит

- Александр Леонидович, вы достаточно долго время работаете в обсерватории, и то, что 21 век, наконец, «дошел» в эти стены, в большей степени и ваша заслуга. А на чем приходилось работать раньше, ведь на новое оборудование деньги появились только сейчас?

- Это был старенький телескоп, который нам достался еще в начале 90-х. Договорились с филиалом крымской астрофизической обсерватории, расположенной в Симеизе на территории военной базы. Прибор уже был 20-летней давности. Там он простаивал, а нам не на чем было работать. Чтобы его реанимировать, приложили руку наши сотрудники. Долгое время он нас устраивал. Но со временем оптика себя изжила. Работать по старинке - с пленкой, вести фотографические наблюдения в то время, когда вокруг уже давно применяется цифровая техника, уже просто смешно.

- Что изменилось сейчас?

В обсерватории появилось пять куполов для стационарных телескопов. В нашем распоряжении три автоматизированных телескопа из США, современные астрономические цифровые камеры. Но самое ценное приобретение - роботизированный оптоэлектронный телескоп с диаметром зеркала более полуметра.

   
   

- В России не нашлось аналогов американской технике?

- Вот этот последний телескоп произведен как раз таки российской компанией. Сегодня многие говорят, что прошли те времена, когда Россия имела самые лучшие телескопы. Но если брать техническую сторону вопроса, то современные приборы в мире,  в настоящее время в основном имеют сотовую структуру и собираются из десятка малых зеркал. А у астрофизиков ценность все-таки представляет техника с единым цельным зеркалом.

Самый мощный такой телескоп – с 6-метровым зеркальным диаметром есть только в нашей стране. Образец, который появился в краснодарской обсерватории, можно сказать, уникален. В России оборудование такого поколения до сегодняшнего дня не производили. Это экспериментальный телескоп, он получил награды на многих выставках. Так что американцы американцами, но живут и трудятся еще и наши, отечественные оптики!

Из Краснодара в Гарвард

- Какие возможности открываются у кубанских астрономов с появлением новой техники?

- Во-первых, имеем возможность заявить о себе на мировом уровне. Сейчас идет процесс регистрации обсерватории в Международном астрономическом центре. Наша заявка уже принята к рассмотрению. Во-вторых, мы делаем только первые шаги после обновления. Потребуется год непрерывной работы, чтобы полностью освоить новую технику. В-третьих, современная цифровая оптика позволит «глубже» проникнуть в космическое пространство. Те звезды, что раньше приходилось фиксировать часами, теперь можно будет взять «под прицел» за 20-30 минут. К тому же, свои исследования кубанские школьники и студенты смогут проводить, даже не заходя в обсерваторию, через интернет, набрав специальный пароль.

Но самое-то главное - оценивать их труд будут ведущие зарубежные астрономические центры.  Результаты лабораторных ребята смогут по «электронке» отправлять в Центр малых планет в Гарварде или в Страсбургский центр по сверхновым звездам. И если они будут приняты к публикации, значит, работа проведена на высоком уровне. В дальнейшем это зачтется при поступлении в магистратуру. 

- Наблюдения в кубанской обсерватории ведутся непрерывно уже много лет. Чем они могут быть полезны для человечества, и есть ли место сенсационным открытиям?

- Мы над этим работаем и не ради сенсаций, конечно. В 2005 году нам чуть-чуть не повезло. Открыли сверхновую звезду в галактике «М51». Но нас опередил немецкий коллега: он быстрее зарегистрировал «находку», хотя фактически открыл ее на две недели позже нас. Думаю, яркие открытия у нас еще впереди. Другая задача для астрономов малых обсерваторий - поиск комет, астероидов, а также наблюдения за так называемыми объектами «NEO», - объектами, опасно сближающимся с Землей. Эта работа проводится совместно с Институтом астрономии Академии наук РФ.

Конец света «переносится»

- Как вы относитесь к информации о том, что в 2012 году нас всех не станет?

- Это не более  чем фантастика. В 2012-13 годах ожидается пик солнечной активности, но этот процесс  повторяется каждые 11 лет. Чего нам, действительно, стоит опасаться, так это астероида Апофис, который будет проходить от планеты на близком расстоянии в 2029-2036 годах. По оценкам  возможно столкновение с нашей планетой. Представьте, огромная глыба размером с телевышку падает на поверхность Земли. По энергетике это можно сравнить с тысячей Хиросим…

- Что нас может спасти?

- Будем надеяться, что, во-первых, наши астрономы не ошиблись и, столкновения с Землей этого и других астероидов и комет не случится. Во-вторых, технологии не стоят на месте, а совместные усилия учёных разных стран способны, воистину,  «свернуть горы». В настоящее время основными проектами по предотвращению катастрофы являются невзрывные методы. То есть  когда уводят потенциально опасные объекты на ракетной тяге.

К телескопу с родителями

- Астрономия в свое время исчезла из школьного расписания. Где можно сейчас осваивать науку?

- В основном это школьные кружки, которые держатся на самоотверженных учителях физики. Таких энтузиастов, к сожалению, можно по пальцам пересчитать.

- Изменилось ли отношение молодежи к астрономии в наши дни?

- Ко мне приходят заниматься дети с семилетнего возраста. У детей младших классов интерес к науке колоссальный. Они хотят познавать. А вот уже в 10-11 классах светлые головы переключаются на другое: одни заняты подготовкой к ЕГЭ, другие часами сидят в интернете. Сейчас у молодых людей появилось много альтернатив, которыми можно занять свободное время.

Есть и другие факторы, почему в астрономию не идут. Взять наш «детский закон». Наблюдения в обсерватории ведутся в основном поздним вечером. Если раньше ребята могли спокойно работать, не заглядывая на часы, то теперь их время ограничено до 22:00. Либо они должны приходить с родителями, которым, как правило, некогда с ними возиться. На том интерес к астрономическим познаниям у многих заканчивается.   

- Сейчас в образование пошли деньги, отражается ли это на оплате труда научных сотрудников?

- Судите сами. Зарплата у ведущего специалиста вуза 5 тысяч рублей. Надбавка за кандидата наук – тысячи полторы… Что можно предложить выпускникам после окончания? Многие меня спрашивают: «Зачем тебе это надо?» А собственно ради науки и надо. Вы думаете, у нас на кафедре профессоры из-за зарплаты спорят? Одному новый спектрограф поставили, другой уже беспокоится: «А мне?! Мне ведь тоже надо исследовать!..»

- Как должна финансироваться наука?

- Наука сама должна приносить деньги, чтобы на нее обращали внимание наверху. И это нормальная практика работы европейских обсерваторий, где за лекции, экскурсии народ платит, а вырученные средства идут на оснащение, оплату труда. Все, конечно, должно быть в меру. Не зря же существует такая история. Один знаменитый астроном-первооткрыватель пришел к английской королеве на прием, та узнав, о достижениях и открытиях предложила: «Сэр, я добавлю вам оклад, дам вам много денег!». Но в ответ услышала: «Не надо, сюда потянутся совершенно случайные люди и не за наукой»… 

Принять участие в онлайн конференции: Вся правда об астрономии... 

Досье

Александр Иванов родился в 1963 г. в Краснодаре. Действительный член Международного астрономического общества и европейской коллегии оценщиков. В обсерватории вуза работает более 30 лет. Свыше  тысячи школьников и студентов прослушали его лекции. Женат, имеет сына.

Смотрите также: