28 июня страна в очередной раз отметила День рационализатора и изобретателя. Праздник праздником, но у самих его виновников, похоже, немного поводов для радости. Изобрести - одно дело, а пустить патент в промышленное производство - совсем другое. И пока полученные патенты пылятся на полке, ими могут с легкостью воспользоваться за рубежом. Какие идеи страна уже потеряла, рассказал Александр Соколов.
Результат под заказ?
Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: - У вас 40 патентов на авторские изобретения, в «Сколково» для их воплощение в жизнь открыты две компании - вы миллионер?
Александр Соколов: - Развеселили… Нет, конечно!
- Но живи вы на Западе…
- Был бы им, наверняка.
- Сообщения о том, что наш земляк что-то изобрел, появляются довольно часто. Робот-бармен, трость для слепых с навигатором... Почему не слышно о том, что какая-то новинка запущена в производство? Вот и у вас из сорока патентов куплены лишь пять.
- Карл Маркс говорил, что общество ставит себе только такие задачи, которые оно реально может разрешить. В Советском Союзе на науку распространялся госзаказ. Научные коллективы работали, выполняя конкретные задания. Существовала четкая система планирования. От ученых требовали определенного результата, и они его достигали. А сегодня кто изобретателю даст этот заказ, выделит деньги на его разработки?
- Получается, изобретатели - это энтузиасты и альтруисты? Или же большинство из них прагматики, надеющиеся заработать, хотя бы и в перспективе?
- Если человек садится за расчеты: а сколько я заработаю, он не сделает ничего стоящего. Но проблема в том, что на науку приходится зарабатывать… Чтобы осуществить какие-то задумки, заниматься абсолютно несвойственными ученому вещами. Есть энтузиасты, которые всю жизнь работают за гроши, а часто себе в убыток. Стремление сделать что-то новое и полезное превыше выгоды. Как правило, такие сподвижники мало кому известны.
И напротив, те, кто о своих открытиях кричит, как правило, пустышки. Масса разработок и изобретений основана на отсутствии базовых знаний. Бывает, человек кричит о своем открытии, не подозревая, что его природу объясняет общеизвестный закон физики. В своей дремучести некоторые «изобретатели» уподобляются пращурам, которые калили кинжалы в крови врага, чтобы они были острее. Закономерность законов природы человек использовал интуитивно - и то действительно были открытия. Сегодня мы знаем, что того же эффекта можно добиться без крови. На научном языке это называется закалка в соляной среде.
Воровство идей в открытую
- Говорят, что наши научные разработки уплывают за границу, а взамен мы покупаем менее эффективные. Почему так происходит?
- У нас на государственном уровне очень низкая заинтересованность в том, чтобы развивать и продвигать собственные технологии. Определенный круг коммерсантов от науки получает солидные комиссионные с того, что внедряет какие-то западные придумки. Им за это платят. К сожалению, проблему обостряет российская система патентования. Она имеет серьезные изъяны. От автора требуют полного раскрытия информации, абсолютной конкретики и детализации. При этом на Западе наши патенты юридической силы не имеют. Поэтому за границей их без стеснения внедряют. Автор изобретения и страна ничего не получают.
Можно, конечно, получить зарубежный патент. Но для изобретателя это слишком дорого, сумма неподъемная. Что в итоге? Масса наших изобретений, не востребованных на родине, где-то внедряется и работает. Причем изобретатель об этом может и не знать. Мой коллега разработал пресс, раскатывающий металл словно тесто. О том, что его запустили на Западе, он узнал спустя годы. То же произошло с моим изобретением - преобразователем движения. Очень много страна потеряла в 90-е. Заявки на патенты рассматривались годами, перепродажа и воровство идеями велись почти в открытую.
- Получается, научные тайны сегодня никто не охраняет?
- Плати - будут охранять...
- Откуда такое наплевательское отношение к интеллектуальной собственности нации?
- А почему доктор наук, профессор в месяц зарабатывает 30 тысяч? Произошло полное обесценивание научного труда. Исказились его смысл и мотивация. Успешность вдруг стала определяться количеством публикаций. Много опубликовал - молодец! Но чтобы написать по-настоящему новую статью, порой требуются годы. У нас же со студенческой скамьи приучают выдавать писанину на гора. Понимаете, не важно уже сказать что-то новое. Важно просто сказать. Причем поскорее. Выдергивание цитат из Интернета, заимствования и откровенный плагиат - все это к науке отношения не имеет, но процветает. Вообще кропотливым трудом исследователя способны заниматься единицы. Я считаю ошибкой налаженное в России массовое производство людей с высшим образованием. Среди студентов есть такие, которые воспринимать учебный материал не способны в принципе. У каждого человека развиты определенные способности. Один хорошо бегает, другого отличает способность глубоко мыслить. К сожалению, масса студентов вузов по уровню своего интеллектуального развития соответствует статусу ПТУ.
- Система ЕГЭ свою роль сыграла?
- Бесспорно. Любая система, построенная в виде опросов и тестов, порочна. Я вас за день могу материаловедению научить. Скажу, где галочку поставить, получите «отлично». «Натаскаю» вас на правильный ответ, но знаний вы не приобретете!
«Если ты такой умный, то почему такой бедный?»
- Положение, создавшееся в науке и образовании, оставляет впечатление целенаправленного вредительства…
- Соглашусь. Естественно, западный мир не заинтересован в конкуренции. Чем мельче и раздробленнее общество, чем больше в нем хаоса, тем оно уязвимее. Развал СССР - это было действительно вредительство. Масса ученых была вынуждена оставить науку, потому что им нужно было кормить семьи. Новые поколения кадровую потерю пока не восполнили. Зато разрослось и размножилось племя коммерсантов и функционеров. Сколько появилось всевозможных научных, околонаучных, околообразовательных ведомств… Их масса, и в принципе они ни за что не отвечают. Такое ощущение, что результат в работе этих структур не важен. Нет никакой стратегии развития, планирования…
- Вы верите в светлое будущее нашей науки?
- Вера - дело святое. Чтобы лучшие времена приблизились, нам нужно избавляться от всеобъемлющей власти денег. Чтобы не соображения выгоды руководствовали выбором жизненного пути. Сегодня вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?», - не вызывает иронии. Интеллект и бедность воспринимаются как синонимы. Сколько уже способных молодых людей для науки потеряны... Они уходят, потому что в институте заработка нет.
Понятно, что только высокими окладами ситуацию не исправить. Необходимо вернуть «моду» на интеллект. Рассказывать в новостях о работе ученых и их достижениях. Вернуть фильмы про физиков и лириков. Я прожил жизнь и точно знаю - это работает! Когда-то все мальчишки мечтали работать в науке, ученые считались элитой общества. Я не понимаю, на кого ориентированы бесконечные сериалы и потоки криминальных новостей. Какого человека, с какими качествами, стремлениями и мечтами мы воспитываем?
- Вы не хотели эмигрировать?
- «Где родился, там и пригодился» - я в это верю. Перемены к лучшему уже осязаемы. Долгое время наука вообще никому не была нужна. Сейчас появились частные инвесторы, заглядывающие в будущее. Они хотят, чтобы производство несло меньше затрат, оборудование дольше работало. Появилась хоть какая-то заинтересованность во внедрении авторских разработок...