«С нашим городом связано много тайн, - пишет член Ейского общества историков-архивистов Александр Дорошенко. - Одна из самых интригующих связана с эвакуацией в Ейск Петроградской Ссудной казны. Как известно, вместе с ней прибыла риза (оклад) Тихвинской иконы Божией Матери, удивительный исторический артефакт. Судьба иконы непроста, а история ризы таинственна».
Оклад с 4 тысячами бриллиантов
По преданию, чудотворная Тихвинская икона была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой и была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима и находилась в Царьграде (Константинополе). В 1383 году икона необъяснимо исчезла из храма и… в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Домом для иконы стал деревянный храм, построенный у реки Тихвинки. Вскоре он сгорел, причем икона осталась невредимою. Была она значительных размеров: длиной 1 аршин 2 вершка (80,02 см), шириной 14 вершков (62,5 см). Одна из рук Богоматери отличалась необыкновенной теплотой, «ощутимой для губ при прикладывании». В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме основали мужской монастырь. Поток паломников, жаждущих поклониться святому образу, туда не иссякал. Многие оставляли щедрые дары, украсившие ризу (оклад иконы).
В книге Александра Башуцкого «Тихвинские монастыри» дано такое описание: «В ней 21 фунт чистого золота, она укреплена на сребропозлащенной раме в 14 фунтов... Дары эти уже весьма богаты, но вера выразилась здесь приношениями еще несравненно драгоценнейшими… Императрица Анна Иоанновна пожаловала в 1734 году редкий изумруд по огромности и резьбе... Великая Княгиня Екатерина Павловна, посетив обитель с супругом своим в 1809 году, положила к иконе превосходный бразильский топаз в 66 1/2 карат и дорогие бриллианты; ею же были привезены от Императрицы Марии Федоровны бриллианты и голубой сапфир в 80 карат. Вообще на ризе сей 4804 бриллианта (368 карат), роз бриллиантовых 594, изумрудов 4, алмазов 141 (42 карата); яхонтов 5, топаз 1, сапфир 1, рубин 1, восточного жемчуга 5962 штуки…».
В 1917 г. икону и ризу разлучили. Ризу, как великую ценность, поместили на хранение в Петроградскую Ссудную казну. В этом ломбарде государственного значения хранились вклады в монетах из драгметалла, ювелирные украшения и коллекции антиквариата. В октябре 1917-го временное правительство решило вывезти ценности в Москву и в Ейск, подальше от неспокойной столицы. К весне 1918-го беспорядки начались и в курортном местечке. Имущество кассы снова пришлось спасать. Ящики с сокровищами погрузили в эшелон и повезли в Екатеринодар. По пути на эшелон было совершено нападение, и часть ценностей разграбили. По некоторым сведениям, белым удалось вывезти сокровища в Сербию, и там они были проданы. Якобы уникальные ценности превратили в лом, чтобы бывшие владельцы не могли опознать их. Но большая часть имущества кассы осталась в Ейске. Для эвакуации просто не хватило вагонов. Так утверждают в Ейском историко-краеведческом музее. Сокровища не нашли до сих пор.
Осталась в городе или вывезена нацистами?
Неожиданное развитие эта история получила в годы Великой Отечественной. До 1941 года икона оставалась в Тихвине, переехав из монастыря в музей. Оттуда была изъята оккупантами, и в числе прочих предметов искусства оказалась в Германии, а после войны - в Чикаго. Советское руководство хлопотало о возвращении похищенных гитлеровцами ценностей и реликвий, и иконы в том числе (но возвращена в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь она была лишь в 2004 году). Логично, что судьбу ризы также пытались проследить.
Об этом сообщается в письме председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Карпова (от 16 февраля 1949 г.) заместителю министра иностранных дел СССР Зорину. Отметим, Карпов был генералом КГБ. А в то время комитет госбезопасности был всемогущ. И генерал пишет, что сведений об эвакуации из Ейска ризы нет! До сегодняшнего дня ни сама риза, ни драгоценности, которыми она была украшена (повторимся, одних только бриллиантов - 4804 штуки), никогда ни в каких каталогах не упоминались и ни на каких аукционах не выставлялись. Это также может служить подтверждением того, что риза остается в городе, в каком-нибудь тайнике. Но есть, однако, любопытные факты, позволяющие строить и другие версии.
Как известно, во время оккупации Ейск посетил Альфред Розенберг, входивший в первую десятку руководителей фашистской Германии (Уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием, рейхсминистр по делам оккупированных территорий, глава оккультной разведки СС). Возможно, штаб Розенберга обнаружил и вывез из Тихвина икону Божией Матери. Быть может, и в Ейск он приезжал именно в поисках ризы? И неспроста во время оккупации в городе активно работала и Зондеркоманда «К(авказ)», организованная под руководством «Аненэрбе» для исследования региона. Работы эти Розенберг курировал лично.
Позже, покинув Ейска, он прибыл в Пятигорск. Через годы из советских архивов всплыли интересные факты, странным образом связанные с этим городом и с именем Лермонтова. Стало известно о непонятных ритуалах, совершавшихся «эсэсовцами» в парадной форме под музыку большого оркестра на месте гибели поэта - у подножия горы Машук, с прекрасным видом на Эльбрус: нацисты специально для этого вырубили там все деревья.
«Место силы»
Спрашивается, причем тут риза, причем икона? Сверкающая риза иконы не просто символизирует исходящий от нее небесный свет. Икона без оклада - это неокладный образ. В христианских традициях оклад никогда и никоим образом не воспринимался как нечто отдельное от иконы - она всегда была «образ окладной». В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память, в благодарность после каких-либо удачно завершенных событий, по данному Богу обету. Говоря по-простому, икона, благодаря богатому окладу, становилась «сильнее». Могла ли занимать нацистских оккультистов мысль о воссоединении иконы и оклада с тем, чтобы использовать в каких-то своих целях? Корни фашизма и его идеология глубже, серьезнее и опаснее, чем кажется. Это гибрид достижений науки и техники с примесью астрологии, мистики, практики каббалы... Эльбрус в их понимании являл собой священной Горой Ариев (людей арийской расы), так называемое «место силы», или Врата Шамбалы - «страны счастья». Гитлер верил в особое предназначение нордических (северных) арийцев и их прямую связь со стихиями Космоса. Набор средств и методов для достижения целей был самый причудливый.
О событиях возле Эльбруса ходит много легенд. Местные жители уверяли, что во время войны там совершали тайные ритуалы два десятка лам-священнослужителей из Тибета, и был где-то секретный аэродром гитлеровцев, куда регулярно летали самолеты-разведчики. Видели и пассажиров, среди них были бритоголовые люди странного вида в белых одеяниях. Сразу после освобождения в 1943 года территория северного Приэльбрусья была объявлена режимной зоной. До конца 60-х не пускали туда даже чабанов с отарами, не говоря о туристах. Советские спецслужбы засекретили все, что было связано с деятельностью «Аненэрбе» на Кавказе.
В христианских традициях оклад никогда и никоим образом не воспринимался как нечто отдельное от иконы - она всегда была «образ окладной». В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память, в благодарность после каких-либо удачно завершенных событий, по данному Богу обету. Говоря по-простому, икона, благодаря богатому окладу, становилась «сильнее».
Так откроется ли нам тайна исчезнувшей ризы? Сегодня ее стоимость составляет сотни миллионов долларов! Это загадка, решить которую никому пока не удалось…