Доктор экономических наук Людмила Воронина рассказала «АиФ-Юг» о том, действительно ли автоматика уже готова заменить многих специалистов, почему чем больше роботов, тем больше рабочих мест и как меняется человек, чтобы не отстать от прогресса.
Механическая перспектива
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Людмила Анфимовна, эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы многих людей на рабочих местах заменят роботы. На ваш взгляд, насколько реальна такая перспектива?
Людмила Воронина: Такая перспектива реальна и вполне обоснована. Роботы уже заняли свою нишу в жизни общества и стали частью современной экономики. Промышленные автоматы выпускают десятками тысяч. Развитие робототехники достигло такого уровня, что машины могут не только перемещаться самостоятельно, но и переносить грузы, играть на музыкальных инструментах, подниматься по лестницам, принимать участие в спасении людей при чрезвычайных ситуациях, изображать домашних животных, и даже успели побывать в космосе. Робототехника постепенно становится тем общим двигателем, который объединяет электротехнику, электронику, оптику, механику. Это даёт возможность решать разного рода социальные проблемы, в частности, ухаживать за престарелыми людьми, снижать человеческие потери в военных конфликтах, ограничивать миграцию низкоквалифицированной рабочей силы.
- В прошлогоднем докладе Всемирного экономического форума эксперты пришли к выводу, что роботы заменят людей, но рабочих мест при этом станет больше. Как так получается?
- То, что наступление роботов теперь не остановить, мы уже слышали. Для многих это предмет беспокойства, самые наглядные примеры обычно касаются рынка такси. Появятся беспилотные автомобили - и десятки миллионов водителей останутся без работы. Поэтому сообщение Всемирного экономического форума (WEF), что автоматизация уже к 2022 году уничтожит 75 миллионов рабочих мест, удивления не вызывает. Любопытнее то, что там же говорится о появлении в это время 133 миллионов новых рабочих мест - то есть почти вдвое больше исчезнувших. Я не вижу большой проблемы - даже для России - в том, что произойдёт акцентированное сокращение численности занятых. Проблема в том, что будет резкая поляризация квалифицированного и неквалифицированного труда. Специалисты будут получать более оплачиваемую работу, будут более задействованы, а неквалифицированные работники, конечно, станут испытывать трудности. В общем, роботы не лишат всех работы - напротив, рабочих мест станет только больше, а повышение эффективности труда может спровоцировать снижение цен на товары и рост реальных зарплат.
Придётся переучиваться
- Как объяснить такой парадокс - автоматизация грозит в первую очередь низкоквалифицированным специалистам, в то же время самый большой спрос на рынке труда сейчас как раз на простые рабочие профессии и продажников?
- Пока ещё предприятия Краснодарского края не могут заменять простых рабочих роботами - во-первых, нет предпосылок для замены, в регионе низкий уровень автоматизации низкоквалифицированного труда; во-вторых, роботы в России очень дорогие, и их амортизация раздует затраты и снизит прибыль региональных компаний, да и денег на их покупку у предприятий пока нет. В-третьих, если говорить конкретно о роботах - продавцах, то они уже отлично работают в сфере быстрого питания в Китае, Японии и США, у нас пока нет ни одной автоматизированной пиццерии, кафе, ресторана. Почему? Потому, что низкий уровень цифровизации краевой экономики в целом и нет готовых решений для замены людей рутинных профессией роботами, нет кадров для управления искусственным интеллектом. Мы пока их ещё не подготовили в колледжах и вузах.
- С одной стороны, роботы не болеют, не ошибаются, им не нужно отдыхать. С другой - тысячи, если не миллионы людей останутся без работы. Что же делать, чтобы тебе не предпочли механического сотрудника?
- Людям важно помнить, что тенденции рынка труда и спроса на отдельные профессии тоже очень сильно меняются. Если раньше человек, однажды избрав какую-то специальность, как правило, до пенсии по этой профессии и работал, то сейчас подвижки на рынке труда происходят каждые десять лет. Нужно быть морально готовым к тому, что придётся переучиваться, ради этого поддерживать нормальный уровень знания иностранных языков, прежде всего английского, уделять внимание современным информационным технологиям, поскольку в случае прихода к нам роботизации избежать взаимодействия с технологиями не удастся никому. Ну а те, кто не захочет идти вперёд, смогут применять свои старые знания в секторе консервативных и очень творческих профессий, которые не заменят роботы - это ручные и ремесленные производства единичного спроса и другие.
- Роботизация - это главный тренд современной экономики и, соответственно, рынка труда? Или у него есть другие важные отличия от того, что происходило 10-20-30 лет назад?
- Мир стоит на пороге фундаментальной цифровой трансформации, и каждая страна выбирает, на что делать ставку. Япония объявляет целью построение Общества 5.0, в котором люди смогут жить до 120 лет, Германия направляет ресурсы на цифровизацию и создание цифровых двойников в рамках Индустрии 4.0, ряд государств - среди них Швеция, Финляндия, Канада - всерьёз рассуждают о том, что благодаря роботизации промышленности часть населения могла бы получать базовый безусловный доход от € 1000. Положение любой страны на мировой арене во многом будет определяться тем, насколько оперативно она сможет реагировать на глобальные тренды - устойчиво развивающиеся тенденции в политике, экономике, науке, технологиях, обществе, экологии. Среди глобальных трендов, которые в полной мере проявятся в России в ближайшее время, - лавинообразное распространение новых бизнес-моделей. И ещё трендами глобальной экономики являются интегрированность и сильная взаимосвязь экономик разных стран и городов, старение населения планеты, акцент на нанотехнологии и прорывы в генетике, робототехнике и автоматизации управленческих процессов. Центр притяжения мировой экономики смещается в зону действий развивающихся стран, система глобального управления уже изжила себя - это моё мнение. Основными трендами в российской экономике являются: рост сложности систем управления, повышение требований к экологичности, автоматизация, рост конкуренции.
Роботы не окажут помощь сердечно
- Краснодарский край - не Калифорния и даже не Москва, к нам мировые процессы приходят с опозданием. Или нет? Как специфика региона, который по традиции остаётся и здравницей, и житницей, влияет на скорость изменений на рынке труда?
- Наш регион не является отсталым, он традиционно специализированный и достаточно экономически развитый, но и нам тоже нужно быть готовыми к изменениям. Мы уже сейчас должны по-другому относиться к подготовке кадров и стремиться адаптировать все учебные программы под тренды глобального рынка труда. Если конкретнее, то управленец любого санатория должен понимать, что без знания информационных технологий и умения работать с новым потребителем его услуг невозможно идти на прорывные технологические процессы в области лечения, профилактики и сервиса.
- И последнее, Людмила Анфимовна, ваш личный прогноз на ближайшее время: кому стоит уже переучиваться, а кто может быть спокоен? И какие человеческие навыки и умения будут всегда в цене?
- Специалисты проекта «Атлас новых профессий» (Сколково) уже сегодня, вместе с появлением к 2030 году 186 новых специальностей, сообщают о возможном исчезновении 67. Среди них бухгалтеры, сметчики, юрисконсульты, турагенты, переводчики, библиотекари, диспетчеры, риелторы, банковские операционисты, - и им уже сейчас надо переучиваться. Среди новых профессий есть очень интересные, такие как менеджер фонда перевода инвестиций в талантливых людей, экоаудитор, тайм-менеджер, ГМО-агроном, сити-фермер. На самом деле, большую часть профессий нельзя автоматизировать полностью. Поэтому битва между машиной и человеком не заканчивается увольнением последнего. Скорее, у него поменяются рабочие задачи, появится больше творческих операций и меньше шаблонных. Часто самые что ни на есть рутинные профессии завязаны на общении с людьми. Клиентам не хочется иметь дело с бездушным роботом вместо привычного кассира, оператора колл-центра, продавца. Компании это хорошо понимают. Роботы никогда не смогут оказать людям сердечную помощь, убедить человека, дать ему знания, основываясь на эмоциональном интеллекте. И ещё - роботы никогда не смогут построить деловые отношения, в основе которых лежит любовь! Любовь к делу, к сотрудникам и клиентам. Мягкие навыки всегда будут в почёте, а жёсткие смогут заменить машины.