Экоаудитор, ГМО-агроном, сити-фермер. Какие профессии стоит освоить сегодня

Среди новых профессий есть менеджер фонда перевода инвестиций в талантливых людей, тайм-менеджер, сити-фермер. © / pixabay.com

Доктор экономических наук Людмила Воронина рассказала «АиФ-Юг» о том, действительно ли автоматика уже готова заменить многих специалистов, почему чем больше роботов, тем больше рабочих мест и как меняется человек, чтобы не отстать от прогресса.

   
   

Механическая перспектива

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Людмила Анфимовна, эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы многих людей на рабочих местах заменят роботы. На ваш взгляд, насколько реальна такая перспектива?

Людмила Воронина, доктор экономических наук, профессор, автор более 300 научных статей, монографий. Одна из основателей бизнес-инкубатора КубГУ. Фото: Из личного архива/ Людмила Воронина

Людмила Воронина: Такая перспектива реальна и вполне обоснована. Роботы уже заняли свою нишу в жизни общества и стали частью современной экономики. Промышленные автоматы выпускают десятками тысяч. Развитие робототехники достигло такого уровня, что машины могут не только перемещаться самостоятельно, но и переносить грузы, играть на музыкальных инструментах, подниматься по лестницам, принимать участие в спасении людей при чрезвычайных ситуациях, изображать домашних животных, и даже успели побывать в космосе. Робототехника постепенно становится тем общим двигателем, который объединяет электротехнику, электронику, оптику, механику. Это даёт возможность решать разного рода социальные проблемы, в частности, ухаживать за престарелыми людьми, снижать человеческие потери в военных конфликтах, ограничивать миграцию низкоквалифицированной рабочей силы.

- В прошлогоднем докладе Всемирного экономического форума эксперты пришли к выводу, что роботы заменят людей, но рабочих мест при этом станет больше. Как так получается?

- То, что наступление роботов теперь не остановить, мы уже слышали. Для многих это предмет беспокойства, самые наглядные примеры обычно касаются рынка такси. Появятся беспилотные автомобили - и десятки миллионов водителей останутся без работы. Поэтому сообщение Всемирного экономического форума (WEF), что автоматизация уже к 2022 году уничтожит 75 миллионов рабочих мест, удивления не вызывает. Любопытнее то, что там же говорится о появлении в это время 133 миллионов новых рабочих мест - то есть почти вдвое больше исчезнувших. Я не вижу большой проблемы - даже для России - в том, что произойдёт акцентированное сокращение численности занятых. Проблема в том, что будет резкая поляризация квалифицированного и неквалифицированного труда. Специалисты будут получать более оплачиваемую работу, будут более задействованы, а неквалифицированные работники, конечно, станут испытывать трудности. В общем, роботы не лишат всех работы - напротив, рабочих мест станет только больше, а повышение эффективности труда может спровоцировать снижение цен на товары и рост реальных зарплат.

Придётся переучиваться

- Как объяснить такой парадокс - автоматизация грозит в первую очередь низкоквалифицированным специалистам, в то же время самый большой спрос на рынке труда сейчас как раз на простые рабочие профессии и продажников?

   
   

- Пока ещё предприятия Краснодарского края не могут заменять простых рабочих роботами - во-первых, нет предпосылок для замены, в регионе низкий уровень автоматизации низкоквалифицированного труда; во-вторых, роботы в России очень дорогие, и их амортизация раздует затраты и снизит прибыль региональных компаний, да и денег на их покупку у предприятий пока нет. В-третьих, если говорить конкретно о роботах - продавцах, то они уже отлично работают в сфере быстрого питания в Китае, Японии и США, у нас пока нет ни одной автоматизированной пиццерии, кафе, ресторана. Почему? Потому, что низкий уровень цифровизации краевой экономики в целом и нет готовых решений для замены людей рутинных профессией роботами, нет кадров для управления искусственным интеллектом. Мы пока их ещё не подготовили в колледжах и вузах.

- С одной стороны, роботы не болеют, не ошибаются, им не нужно отдыхать. С другой - тысячи, если не миллионы людей останутся без работы. Что же делать, чтобы тебе не предпочли механического сотрудника?

- Людям важно помнить, что тенденции рынка труда и спроса на отдельные профессии тоже очень сильно меняются. Если раньше человек, однажды избрав какую-то специальность, как правило, до пенсии по этой профессии и работал, то сейчас подвижки на рынке труда происходят каждые десять лет. Нужно быть морально готовым к тому, что придётся переучиваться, ради этого поддерживать нормальный уровень знания иностранных языков, прежде всего английского, уделять внимание современным информационным технологиям, поскольку в случае прихода к нам роботизации избежать взаимодействия с технологиями не удастся никому. Ну а те, кто не захочет идти вперёд, смогут применять свои старые знания в секторе консервативных и очень творческих профессий, которые не заменят роботы - это ручные и ремесленные производства единичного спроса и другие.

Центр притяжения мировой экономики смещается в зону действий развивающихся стран, система глобального управления уже изжила себя.

- Роботизация - это главный тренд современной экономики и, соответственно, рынка труда? Или у него есть другие важные отличия от того, что происходило 10-20-30 лет назад?

- Мир стоит на пороге фундаментальной цифровой трансформации, и каждая страна выбирает, на что делать ставку. Япония объявляет целью построение Общества 5.0, в котором люди смогут жить до 120 лет, Германия направляет ресурсы на цифровизацию и создание цифровых двойников в рамках Индустрии 4.0, ряд государств - среди них Швеция, Финляндия, Канада - всерьёз рассуждают о том, что благодаря роботизации промышленности часть населения могла бы получать базовый безусловный доход от € 1000. Положение любой страны на мировой арене во многом будет определяться тем, насколько оперативно она сможет реагировать на глобальные тренды - устойчиво развивающиеся тенденции в политике, экономике, науке, технологиях, обществе, экологии. Среди глобальных трендов, которые в полной мере проявятся в России в ближайшее время, - лавинообразное распространение новых бизнес-моделей. И ещё трендами глобальной экономики являются интегрированность и сильная взаимосвязь экономик разных стран и городов, старение населения планеты, акцент на нанотехнологии и прорывы в генетике, робототехнике и автоматизации управленческих процессов. Центр притяжения мировой экономики смещается в зону действий развивающихся стран, система глобального управления уже изжила себя - это моё мнение. Основными трендами в российской экономике являются: рост сложности систем управления, повышение требований к экологичности, автоматизация, рост конкуренции.

Роботы не окажут помощь сердечно

- Краснодарский край - не Калифорния и даже не Москва, к нам мировые процессы приходят с опозданием. Или нет? Как специфика региона, который по традиции остаётся и здравницей, и житницей, влияет на скорость изменений на рынке труда?

- Наш регион не является отсталым, он традиционно специализированный и достаточно экономически развитый, но и нам тоже нужно быть готовыми к изменениям. Мы уже сейчас должны по-другому относиться к подготовке кадров и стремиться адаптировать все учебные программы под тренды глобального рынка труда. Если конкретнее, то управленец любого санатория должен понимать, что без знания информационных технологий и умения работать с новым потребителем его услуг невозможно идти на прорывные технологические процессы в области лечения, профилактики и сервиса.

- И последнее, Людмила Анфимовна, ваш личный прогноз на ближайшее время: кому стоит уже переучиваться, а кто может быть спокоен? И какие человеческие навыки и умения будут всегда в цене?

- Специалисты проекта «Атлас новых профессий» (Сколково) уже сегодня, вместе с появлением к 2030 году 186 новых специальностей, сообщают о возможном исчезновении 67. Среди них бухгалтеры, сметчики, юрисконсульты, турагенты, переводчики, библиотекари, диспетчеры, риелторы, банковские операционисты, - и им уже сейчас надо переучиваться. Среди новых профессий есть очень интересные, такие как менеджер фонда перевода инвестиций в талантливых людей, экоаудитор, тайм-менеджер, ГМО-агроном, сити-фермер. На самом деле, большую часть профессий нельзя автоматизировать полностью. Поэтому битва между машиной и человеком не заканчивается увольнением последнего. Скорее, у него поменяются рабочие задачи, появится больше творческих операций и меньше шаблонных. Часто самые что ни на есть рутинные профессии завязаны на общении с людьми. Клиентам не хочется иметь дело с бездушным роботом вместо привычного кассира, оператора колл-центра, продавца. Компании это хорошо понимают. Роботы никогда не смогут оказать людям сердечную помощь, убедить человека, дать ему знания, основываясь на эмоциональном интеллекте. И ещё - роботы никогда не смогут построить деловые отношения, в основе которых лежит любовь! Любовь к делу, к сотрудникам и клиентам. Мягкие навыки всегда будут в почёте, а жёсткие смогут заменить машины.