Армавиру недавно присвоили почетное звание Краснодарского края «Город воинской доблести». Из города на фронт ушли больше тридцати тысяч человек, двенадцать из них не вернулись домой, 20 стали Героями Советского Союза. А сам Армавир пережил полгода жестокой оккупации. В конце июля 1942 года началось наступление немецких войск во время битвы за Кавказ. Командование немецко-фашистской группы армий «А», не сумев окружить Советские войска между Доном и Кубанью, изменило направление главного удара, направив соединения 1-ой танковой армии на Армавир, Майкоп с задачей совместно с 17-й полевой армией, наступавшей на Краснодар, захватить нефтепромыслы Майкопа, прорваться к побережью Черного моря в районе города Туапсе и окружить основные силы Северокавказского фронта в районах Новороссийска и Краснодара.
«Утюжили» немецкие бомбардировщики
«Против ослабленных частей и соединений 12-й армии и 1-го отдельного стрелкового корпуса противник сосредоточил 16-ю моторизованную дивизию, моторизованную дивизию СС «Викинг» и 13-ю танковую дивизию 3-го танкового корпуса. Общее превосходство он имел: по пехоте — в 4 раза, в танках — абсолютное, в артиллерии и минометах — десятикратное. 6 августа после авиационного удара противник с боем овладел Армавиром и продолжал наступление на Майкоп. Стремясь прорваться к Майкопскому нефтяному району и выйти к Черноморскому побережью в районе Туапсе, враг бросил на это направление шесть дивизий 1-й танковой армии. Наступление его поддерживалось авиацией. В течение четырех дней — с 8 по 12 августа — шли сильные бои на рубежах рек Кубань, Лаба, Белая. Особенно ожесточенными они были в районах Курганной, Гиагинской, Келермеской, Белореченской, Майкопа, Гитлеровцы все еще имели численное превосходство в танках, артиллерии и авиации. К исходу дня 9 августа подвижные части противника ворвались в Майкоп», - писал в книге «Битва за Кавказ» маршал Советского Союза Антон Гречко.
29, 30 и 31 июля Армавир утюжили немецкие бомбардировщики, а 1 августа на подступах к городу появились передовые части гитлеровцев. Защитники Армавира сражались отважно, но 6 августа 1942 года немцы всё-таки вошли в разрушенный город. Как вели себя оккупанты в Армавире описывает в научной статье «Политика оккупантов по устрашению населения Армавира в период Великой Отечественной войны» кандидат исторических наук, начальник архивного отдела Армавира Сергей Яковлев.
«В акте Армавирской городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям и государственным предприятиям города от 28 января 1943 г. по предварительным данным немецко-фашистскими захватчиками было уничтожено около 6 600 мирных жителей города, в том числе 176 еврейских семей жителей Армавира и около 200 семей эвакуированных .Начиная с 1942 г., десятки арестованных граждан вывозились из гестапо за хутор Красная Поляна к противотанковому рву, где после пыток их расстреливали. В числе расстрелянных были не только взрослые мужчины и женщины, но и дети. Причем расстреливали не только военнопленных – командиров, политработников и красноармейцев, но и мирное, беззащитное население, как из числа населения города, так и, главным образом, из окружающих районов Краснодарского края: Советского, Успенского, Новокубанского и других».
В Армавире, как и в Краснодаре, работали «душегубки» или газвагены - газонепроницаемые фургоны с герметически закрывающимися дверями, с отверстием для впуска газа (в полу), закрытым перфорированным металлическим листом. На основании свидетельских показаний на процессе в Германии в 1960 году исследователи считают, что душегубки применяли таким образом. Перед посадкой в фургон людям приказывали сдать все ценные вещи и одежду. После закрывали двери и система подачи газа переключалась на выпуск. Чтобы обреченные люди не пугались раньше времени, в фургоне имелась лампочка, которая включалась, когда двери закрывались. После этого водитель включал двигатель на нейтральной передаче примерно на 10 минут. После того как движение в фургоне прекращалось, трупы отвозились к месту кремации/погребения и выгружались. После изгнания оккупантов в городе осталось всего 30 тысяч жителей из 101 тысячи, часть ушла на фронт, многие эвакуировались в соседние станицы и хутора.
Гитлеровцам пришлось спешно уходить
Оккупация продлилась до 23 января 1943 года, когда, если писать словами из сообщения Совифнормбюро «22 и 23 января наши войска заняли города Сальск, Микоян-Шахар, Армавир, районный центр Волоконовка и ряд крупных населенных пунктов. Противник несет большие потери в людях и технике. Общее количество пленных, взятых в районе Воронежского фронта, дошло до 64000 солдат и офицеров».
«В районе Армавира противник долго готовил свою оборону и надеялся сдержать наступление наших войск на этом рубеже, - описывает освобождение города Антон Гречко. - Однако войска 9-й и 37-й армий неожиданно для врага подошли к Армавиру. Противник начал спешно снимать силы с некоторых участков обороны и перебрасывать их на танкоопасные участки. Но оборона противника была уже нарушена. Бросая оружие, военное имущество, гитлеровцы начали спешно отходить. 24 января Советское информбюро сообщило: «В боях на подступах к городу Армавиру истреблено до 600 гитлеровцев, подбито и сожжено 8 танков противника. Н-ская часть, преодолевая многочисленные укрепления на окраинах крупного населенного пункта, ворвалась на его улицы. В результате ожесточенных рукопашных схваток наши бойцы овладели этим пунктом. На поле боя осталось 4 подбитых тапка, 6 орудий, 15 автомашин, 17 пулеметов, много винтовок, гранат и другого вооружения. Захвачено три склада с фуражом и продовольствием».
В статье Сергея Яковлева приводится цитата из газеты «Армавирская комунна» за июль 1943: «За полгода своего варварского хозяйничанья в Армавире немецкие мерзавцы разрушили, превратили в развалины и пепел наш город. 1 174 лучших зданий взорвали они, убегая под натиском доблестной Красной армии, уничтожили школы, сожгли библиотеки, музей, превратили в развалины Дворец пионеров, уничтожили все наши большие и малые промышленные предприятия. Немцы разграбили наши колхозы, сожрали их скот, птицу, зерно. Что не смогли сожрать, гнали в прожорливую утробу фашистской Германии. Разрушили все коммунальное хозяйство города, по неполному подсчету, немцы нанесли Армавиру материальный ущерб на полмиллиарда рублей».
Материал подготовил Виктор Булатов.