Бизнес по душе. Как выбрать дело, чтобы хотелось ходить на работу?

«Найди дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни», – гласит известное выражение Конфуция. Не преуспевшим в этом поиске людям оно может показаться просто красивой философией, противоречащей суровой прозе жизни с ее погоней за хлебом насущным. Но благодаря развитию предпринимательства все больше россиян убеждаются в том, что любимое занятие вполне может приносить не только лишь моральное удовлетворение. О людях, сумевших направить свои творческие порывы в коммерческое русло, рассказывает «АиФ-Юг».

   
   

Надежда на одежду

Юрий и Марина Торгашовы из Армавира уже 22 года занимаются семейным бизнесом, связанным с пошивом одежды для женщин. Основная продукция – это платья, жакеты, брюки, юбки, костюмы, блузы, которые сейчас продаются далеко не только на Кубани. Их можно купить в магазинах Москвы, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов. Небольшое предприятие супругов создает наряды не только под своим брендом, но и активно сотрудничает со сторонними заказчиками по аутсорсингу. А началось все это с увлечения Марины Петровны, которое стало спасительным для семьи в непростые 90-е годы.

«В конце восьмидесятых из-за сокращения штатов в армии мой муж закончил военную службу на Украине, и мы приехали жить в Армавир, – рассказывает Марина Торгашова. – Это было тяжелое время, и нужно было как-то выживать, в чем нам помогла моя любовь к шитью. Еще со школьной скамьи мне хотелось выглядеть не так, как все, но купить что-то особенное было проблемой. Поэтому я приобретала ткань и шила наряды, которых ни у кого не было. А когда судьба загнала нас в угол, я стала брать заказы на изготовление одежды как надомница. Мы с мужем трудились и развивали свое дело с утра до глубокой ночи, не подозревая во что все это выльется».

В тот момент это дело не только приносило супругам заработок, но и помогало справляться с одиночеством, когда ставшие офицерами сыновья покинули отчий дом. Постепенно Торгашовы расширяли производство и начали приглашать наемных работниц, открыв собственный цех. Сначала их производство располагалось на арендованных квадратных метрах, а со временем они смогли накопить денег и купить подходящее помещение, которое обставили всем необходимым оборудованием. Супруги сделали ставку на эксклюзивность своей продукции – большинство моделей их одежды изготавливается в количестве всего нескольких сотен экземпляров.

Все решают кадры

После масштабирования своего производства они набрали обширную клиентскую базу оптовиков, благодаря которой не торговали в розницу. Но многие из их партнеров не прошли проверку пандемией, и теперь супруги налаживают новые связи. Ради этого последние годы они стараются участвовать во всех крупных профильных выставках, пользуясь льготными условиями в рамках мер по поддержке предпринимателей. Они являются членами Торгово-промышленной палаты Кубани и поддерживают связь с Фондом развития бизнеса Краснодарского края, куда обращались за помощью в создании товарного знака, сайта и прохождении сертификации.

   
   

«Мы знаем обо всех услугах краевого Фонда развития бизнеса, включая льготные кредиты и субсидии, но сами ими не пользовались, – говорит Юрий Торгашов. – В отличие от начинающих предпринимателей у нас просто нет такой потребности, потому что все необходимое оборудование давно закуплено. Сейчас мы даже используем его не на полную мощность, поскольку просто не хватает рабочих рук. Если пять лет назад у нас было двадцать четыре сотрудника, то сегодня их всего двенадцать. Похожая ситуация наблюдается и на других швейных предприятиях нашего города, которые тоже испытывают дефицит квалифицированных кадров».

По словам супругов, сейчас их отрасль в Армавире держится на возрастных кадрах, а новых местные профильные учебные заведения не дают. В прошлом году оттуда на швейные предприятия пришли около 30 выпускников, но никто из них не остался в профессии. После практики они разбрелись кто куда. Одну из главных причин этого Торгашовы видят в нежелании молодых людей утруждаться. Куда проще пойти работать каким-нибудь кассиром, чем осваивать тонкую работу швеи. По их мнению, для решения проблемы требуется волевое решение сверху. Прежде всего нужно обязать выпускников отрабатывать на предприятии несколько лет, чтобы потраченные на обучение бюджетные деньги не улетали в трубу.

Обувь с любовью

Наталья Пронина и Геннадий Ерофеев из Краснодара тоже выбрали для себя бизнес, к которому у них лежит душа. Они оба специалисты в области производства кожаных изделий, но раньше работали по найму, благодаря чему и познакомились на одном из предприятий. Потом их пути разошлись, а прошлой осенью коллеги вместе с третьим компаньоном открыли небольшую мастерскую, где занялись производством эксклюзивных кед из натуральной кожи. Наталья и Геннадий сами придумывают каждую модель обуви и при этом практически все делают вручную вдвоем без использования специальных станков. Пока у них минимальный набор оборудования, но они собираются расширяться.

«Я люблю обувь и уже давно занимаюсь ее производством – с 19 лет, – рассказывает Наталья Пронина. – Сейчас такие вещи у нас мало кто делает, и поэтому конкуренция не очень большая. Но я думаю, что дальше это направление будет развиваться и потому нам надо стараться занять свою нишу. Мы видим большой интерес к нашей продукции у покупателей, которых привлекают натуральные материалы, дизайн и доступная цена. Многие любители экообуви жалуются, что не могут найти ничего подходящего и покупают у нас по несколько раз подряд, приводят знакомых. Одной девушке мы уже четвертый раз отправили заказ в другой город».

В ближайших планах у них – обустройство новой и более удачно расположенной мастерской, где в перспективе вместе с ними смогут разместиться до десяти человек. Для расширения производства понадобится дополнительное оборудование, при покупке которого они планируют воспользоваться субсидиями по линии краевого Фонда развития бизнеса. Компаньоны уже сделали там маркетинговое исследование и активно пользуются услугами в продвижении своей продукции через социальную сеть. Также они заказали фонду разработку сайта и собираются воспользоваться его студией для фотосессии. По словам Натальи и Геннадия, все это очень помогает развивать их пока не большой бизнес.

Детская мечта

Ярким примером стремления человека к занятию любимым делом вопреки обстоятельствам служит история жителя Абинска Василия Стригунова. Его отец, который был участником Великой Отечественной войны, руководил мебельной фабрикой и часто брал сына на работу. «Магия» превращения кусков фанеры или дерева в красивые предметы так захватила парня, что он решил связать с этим делом свою жизнь. Но поступить в нужное место не удалось и пришлось идти учиться на юриста. После вуза Василий устроился по профессии, а позже занялся бизнесом по продаже продуктов питания, но его любимым занятием всегда оставалась работа с древесиной.

«В свободное время я мастерил всякие интересные вещи, которые были нужны в обиходе, – рассказывает Василий Стригунов. – Например, сделал беседку и игровой домик для своих детей. Двадцать лет это было моим хобби, но в какой-то момент я понял, что могу сделать что-то большее. В прошлом году оформился как самозанятый и стал принимать заказы. Я изготавливаю детские домики, мебель, деревянные игрушки и другие вещи, в которых есть потребность. Например, когда меня попросили сделать стулья, я две недели думал, присматривался и в итоге придумал интересную модель. Для меня важно, чтобы получилось красиво и не шаблонно».

В рамках социального контракта он получил 350 тысяч рублей на покупку оборудования и взял в аренду помещение, где пока трудится сам. Также мужчина воспользовался мерами поддержки от краевого Фонда развития бизнеса. Он ездил набираться новых знаний в бизнес-лагерь и подал документы на льготный кредит, но пока решил с ним повременить. По словам Василия Стригунова, сейчас он потихоньку нащупывает свою нишу, учится и набирает клиентскую базу, совмещая этот бизнес с основной работой в сфере торговли продуктами. А когда он поймет, что настало время расширять производство, то откроет вакансии для таких же увлеченных его делом людей.