Примерное время чтения: 6 минут
223

40 лет за гончарным кругом. Почему керамика снова в моде

Сюжет Профессии будущего
Сергей Борисовский / Из личного архивa

Искусственный интеллект уже сейчас начинает вытеснять многие профессии, особенно те, где требуется выполнение рутинных задач. Вот только гончар – не просто профессия, а дар, и его никакая нейросеть не заменит. Керамика появилась больше 20 тысяч лет назад, и сегодня гончарный круг еще вертится. Сергей Борисовский из Северского района создает своими руками посуду и скульптуру 43 года. Мы поговорили с мастером о том, как начинал свое дело и как видит будущее ремесла.

Врубель вдохновил

Сергей Михайлович живет в станице Азовской, у него своя мастерская, где проводит много времени. Сейчас он в основном занимается художественной и скульптурной керамикой, а еще учит гончарному делу детей.

«Родился я в Туапсе, в Краснодаре окончил живописное отделение художественного училища, после учебы пошел работать в среднюю общеобразовательную школу, преподавал там рисунок и черчение. Правда, недолгая была у меня учительская карьера, устроился на крупное художественно-промышленное предприятие по дизайну, интерьеру, упаковке. Работал оформителем, проектировщиком интерьеров, - рассказывает он. – По большому счету ничего не предвещало, что я стану гончаром, пока не попал с экскурсией в Третьяковскую галерею в Москве. Там я наяву увидел работы Врубеля и понял, что хочу заниматься творчеством».

Обстоятельства сложились так, что Сергей Михайлович уехал в Киев, где прожил почти 15 лет. Именно там и начался его путь гончара.

«Там ремесло было хорошо развито, функционировали и комбинаты, и частные мастерские, проводились ярмарки, куда мастера привозили свою продукцию. На одной из них познакомился с гончаром, у которого стал учиться лепить из глины. Постепенно начинал брать заказы, изготавливал керамические изделия, панно, скульптуры. С материалами проблем не было», - говорит мастер.

Передать опыт

Так увлечение стало делом жизни. В 1990 году Борисовский вернулся в Краснодар и стал более серьезно заниматься гончарным производством. Работал с товарищами в кооперативе, а потом ушел в свободное плавание. Сегодня у Сергея Михайловича две мастерских – для живописи и керамики, две печки. Он делает как традиционные предметы кухонной утвари: макитры, глечики, кувшины, горшки, так и принимает индивидуальные заказы. А еще у него собственная творческая студия для детей. Гончар уже 10 лет передает свои умения мальчишкам и девчонкам. Всего 15 подопечных, но с каждым из них занимается индивидуально.

«Если мама или папа захотели, чтобы ребенок что-то творил на гончарном круге, я такое не приветствую. Главное, чтобы дети сами хотели работать с глиной. При этом вовсе не обязательно становиться в будущем гончаром, важно проявлять интерес к делу сегодня и получать от этого удовольствие. Ребятишки приходят ко мне, как правило, после того, как на ярмарках увидели мои работы, - продолжает Борисовский. - Есть у меня ученики их Тихорецка, Сочи, приезжают ко мне несколько раз в месяц. В этом году у нас в районе провели фестиваль молодых и начинающих гончаров, большая часть выставленных работ была сделана руками детей из моей студии. Горжусь ими. Кстати, обещают, что этот фестиваль будет проводиться в станице Северской ежегодно».

У Сергея Михайловича много учеников. Долгое время он преподавал в колледже культуры на отделении керамики и гончарного искусства. Кстати, некоторые выпускники продолжают дело, которому обучил их Борисовский.

«Переживает ли гончарное производство второе дыхание? Ответить на этот вопрос сложно. С одной стороны, нас, гончаров, часто приглашают на различные выставки, ярмарки, но как добраться туда и довезти изделия, приходится решать самому. Пока мастера делают это на энтузиазме. Организационные моменты – непростая задача».

Кто покупает?

Много и других забот у гончаров. Приходится вести расход на ремонт и обслуживание печей, платить за газ, электричество иди дрова. Доходов порой не хватает покрыть эти траты.

Зато что ценят кубанские гончары, так это взаимовыручку и дружбу. За много лет в крае сформировалось профессиональное сообщество, в котором, по словам Сергея Михайловича, нет ни зависти, ни конкуренции. Наоборот, мастера делятся друг с другом секретами и находками.

«И вместе с тем гончарное дело развивается, идет вперед, - говорит он. – Появляются новые виды керамической глазури, мастера постоянно в поиске оригинальных форм и необычных сочетаний. Запрос от потребителя есть, наши изделия востребованы в быту. Люди покупают миски, заварные чайники, чашки, кружки, кувшины. Кстати, последние сейчас достаточно востребованы. Свою продукцию реализовываем в основном на ярмарках. У меня, например, на два месяца вперед расписаны все события, обычно две выставки в месяц посещаю. По желанию можно и каждую неделю на них ездить, но я выбираю наиболее интересные и выгодные для меня. Например, на побережье выставляюсь редко, так как затраты превышают выручку. А недавно ездил в Адыгею на фестиваль сыра, продал почти все, что привез. Осталось 5-6 изделий из полусотни».

Новые идеи мастер черпает повсюду: что-то подсматривает на фестивалях и ярмарках, что-то узнает из журналов и кино, в разговорах, искусстве. А еще его вдохновляет природа.

По словам мастера, покупатели бывают разные, но можно выделить особую группу. Это женщины – большие любительницы красивой посуды, в том числе керамики.

«Таких видно издалека, они подходят с горящими глазами, с интересом выбирают, расспрашивают. Есть у меня постоянные покупательницы, они звонят, узнают о новинках и где я буду выставляться, чтобы их приобрести. Они не только пользуются изделиями в повседневной жизни, но и коллекционируют их, - продолжает гончар. – Признаются, некоторые предметы просто ставят на полку, чтобы любоваться. Ведь каждая кружка эксклюзивная, как и любая ручная работа, повторить невозможно. Даже сам мастер не сможет одно и то же изделие выполнить точь- в-точь. Порой огонь во время обжига творит непредсказуемое. Например, выкрасил изделие в розовый цвет, а из печи достал зеленое. Чуть больше огня – один оттенок, чуть меньше – другой. Имеет значение и толщина слоя глазури. Словом, учитывать надо много нюансов».

Идеи повсюду

Почти вся посуда в доме Борисовского сделана им самим, причем некоторым кружкам больше 30 лет. Новые идеи мастер черпает повсюду: что-то подсматривает на фестивалях и ярмарках, что-то узнает из журналов и кино, в разговорах, искусстве. А еще его вдохновляет природа.

«Недавно смотрю, с окна упала солнцезащитная фольга, лучи солнца так играли на блестящей поверхности, что со стороны казалась красивая фигура барса. Я сразу сделал зарисовку и перенес ее потом на керамику», - сказал Сергей Михайлович.

В гончарном деле тоже есть мода. Одно время быстро расходились заварочные чайники, потом стали востребованы чайные пары, а сейчас вырос спрос на винные кувшины. Борисовский, конечно, старается следить за тенденциями, но чаще всего лепит изделия по зову души».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах