Быстро преодолели то, к чему шли годами. Как восстанавливается экономика

После пандемии мы возвращаемся к нормальной жизни более быстрыми темпами, чем предполагали. © / Commons.wikimedia.org

Пандемия изменила жизнь всего мира на «до» и «после». Некоторые страны до сих пор остаются закрытыми для путешественников. Кто-то довольно неплохо справляется с ситуацией и «распахнул двери», кто-то ещё осторожничает и наблюдает за ситуацией. Как коронавирус изменил жизнь, «АиФ-Юг» рассказал доктор экономических наук, профессор Александр Полиди.

   
   

Избавились от ненужного

Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Александр Анатольевич, мы живём в необычное время, когда пандемия только началась, многие предрекали мировой экономике кризис, из которого планета не скоро выберется. Как вы думаете, удалось ли избежать «великой депрессии»?

Александр Полиди: Для начала давайте определимся, что такое «великая депрессия». Это период, если экономический спад длится более трёх кварталов. Пандемия, которая, к слову, ещё не закончилась, длится больше года. Однако, на мой взгляд, экономике мировой, российской и кубанской депрессии удалось избежать. Почему? Темпы восстановления экономик и мира, и развитых стран, и даже развивающихся, оказались выше ожидаемых. Мы все возрождаемся и возвращаемся к нормальной жизни более быстрыми темпами, чем предполагали.

Это касается российской экономики тоже. Причём это мнение не статистическое, а мирового банка, самого авторитетного органа, который наблюдает за экономикой всей нашей планеты, анализирует её. Понятное дело, что это рост восстановительный, а не плюс к тому, что было ранее, в допандемийный период. Как же так получилось? Если говорить о России, то, с одной стороны, сработали методы государственного регулирования, причём я говорю не только о том, что были компенсированы расходы и малому бизнесу, который наиболее сильно пострадал, и целым отраслям. Важно то, что во время пандемии случилось переосмысление у государства своих регулятивных функций.

На кадровых порталах сотни резюме, а взять на работу некого - они не соответствуют требованиям.

Снизилось количество проверок, плановых и внеплановых - это послужило мощным фактором для восстановления экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Ещё один фактор, который способствовал быстрому восстановлению, это структурная перестройка экономики. То есть те секторы, которые наиболее пострадали - сфера услуг, торговля, логистика - быстро смогли переориентироваться, перенять новые технологии, применить удалённые формы работы. То есть что у нас получилось? Несмотря на разрушительные процессы, которые принесла пандемия, есть очень мощный положительный эффект. И он заключается в том, что те шаги, которые мы делали бы в течение десятилетия, мы освоили и прошли за один год. А именно, избавились от всего неэффективного. Согласитесь, во время карантина это все выявилось, и мы просто не способны были бы эти вещи содержать.

   
   

Выиграли те, кто быстро перестроился

- Согласитесь, как бы сложно ни было, любой кризис - это новые возможности. Кто выиграл во время пандемии?

- Те, кто смог быстро переформатироваться. Например, избавиться от неэффективной офисной работы, заменив часть функций компьютерными технологиями. Те, кто быстро сумел организовать удалённый процесс и перевести часть работников в домашние условия, те, кто оптимизировал свои расходы. К слову, чем раньше все это руководители начинали делать, тем быстрее восстанавливались, тем меньшие потери у них произошли.

- Александр Анатольевич, как Краснодарский край пережил прошлый тяжёлый пандемийный год?

- Если говорить о кубанской экономике, то должен отметить, что она пострадала сильнее, чем регионы, ориентированные на сырьевые отрасли. В нашем крае более развиты сфера потребления, курорты, логистика. Если говорить о промышленности, то она ориентирована на конечный, потребительский спрос. Именно поэтому у нас спад был серьёзнее. Правда, и восстановление стало быстрым. Посмотрим хотя бы на пассажиропоток - он гораздо превышает допандемийный уровень. Соответственно, и спрос на товары, общепит и на всё остальное. Сегодня благодаря процессам, которые активизировались во время пандемии, реализуются интересные проекты в промышленности, в агропромышленном комплексе и других отраслях. Несомненно, многие бизнесы пострадали, но на их место пришли новые.

Стали прагматичными

- Какие навыки пришлось выработать бизнесу во время пандемии и как долго, они, на ваш взгляд, продержатся?

- Все стали более прагматичными, это однозначно. Многие пересмотрели суть и канву своего существования, в том плане, что бизнес стал скурпулёзнее и аккуратнее относиться к расходам, своей стратегии, к присутствию на рынке, к выстраиванию отношений с клиентами. Должен сказать, что руководители обращаются к специалистам в этой сфере, чтобы оптимизировать работу компании, многие разработали и мотивационные программы.

То есть главный тренд - эффективность и, думаю, стремление к этому продолжится. Многие избавились от непродуктивных процессов. За примером не будем далеко ходить. Во время пандемии многие здания на улице Красной в Краснодаре опустели и сдавались в аренду. Зрелище было удручающим. Пройдитесь по главной улице города сейчас - свободных квадратных метров стало гораздо меньше. На месте тех, кто год назад пустовал, появились новые бизнесы.

Как найти кадры

- Почти все жалуются на кризис кадров, нехватку квалифицированных специалистов. Чем этот кризис, на ваш взгляд, вызван?

- Если говорить о нашем регионе, то я считаю, что на самом деле действительно талантливая молодёжь, получившая  высокие баллы на ЕГЭ, едет в столичные вузы. Но это ещё не всё. За последние годы возникла огромная пропасть между тем, чему обучают в вузах, и тем, что нужно нашему бизнесу. Пока эта пропасть не сократится, проблему с кадрами вряд ли удастся решить. Хотя некоторые вузы всё-таки стараются идти в ногу со временем, например, в одном из кубанских университетов открылось направление «цифровая экономика». То есть учебные заведения тоже должны быстро ориентироваться и теснее взаимодействовать с компаниями. То есть, чтобы соответствовать рынку труда, нужен прорыв и в образовании.

Ещё один фактор - это перекосы на рынке труда, которые создавались даже не годами, а десятилетиями. С одной стороны, высшее образование стало доступно многим, с другой, мы наблюдаем колоссальный дефицит специалистов. То есть на кадровых порталах сотни резюме выпускников вузов, а взять на работу некого - они просто не соответствуют требованиям. К сожалению, эта проблема решится не скоро, наоборот будет нарастать.

Но выход есть - это и самообразование, и корпоративное образование, причём это касается и рабочих специальностей.

Кто придёт на завтрак

- Александр Анатольевич, вы организовываете бизнес-завтраки, которые пользуются большой популярностью, на них стараются попасть известные люди города. Кто приходит с вами пообщаться? Как вы выбираете экспертов?

- Действительно, эти встречи стали популярными и на них записываются за месяц. У меня два компаньона, это известные бизнесмены. Для чего нам нужен был такой формат? Чтобы пообщаться в неформальной обстановке, сплотить бизнес-сообщество. Почему эти завтраки стали популярными? На мой взгляд, в городе просто не хватало такой площадки для обмена мнениями, контактами, возможностями. Среди наших гостей был и мэр, и руководитель девелоперских компаний, и олимпийские чемпионы, также у нас в гостях побывали и депутаты, и путешественники и т.д. Это социальный проект, мы его будем дальше развивать.