Последние несколько лет специалисты в области подбора кадров бьют тревогу – на рынке труда остро не хватает рабочих рук. Сейчас заговорили о том, что большинство сфер испытывают дефицит кадров. А значит, выбирать и ставить условия может сам соискатель. Работодатель вынужден подстраиваться под ситуацию. Что на самом деле происходит, почему все так сложилось, рассказывает доктор экономических наук Заур Хутыз.
Упали в яму?
Фатима Шеуджен, «Аиф-Юг»: Заур Мурбекович, почему сейчас почти во всех отраслях сложился дефицит кадров?
Заур Хутыз: В январе этого года в России была зарегистрирована безработица на уровне 3, 6 % - минимально низкая за всю новейшую историю нашей страны. Безработных людей очень мало и причин тому несколько. Первая – это демографическая яма девяностых годов прошлого века. Многие помнят тот турбулентный период, когда Советский Союз рухнул, предприятия стали закрываться, люди остались без работы – в стране воцарился хаос. Понятное время, женщины боялись рожать. Вопрос - на что жить и как содержать семью стоял довольно остро. В итоге – детей рождалось мало, людей умерло много. Какое это отношение имеет к сегодняшней ситуации? Самое прямое. Те, кто родились в девяностых – им сейчас чуть больше тридцати лет, сейчас должны играть основную роль на рынке труда. Но их мало. Вторая причина проседания рынка труда – это СВО. Около 300 тысяч человек либо были призваны, либо добровольцами ушли в зону спецоперации. Третья причина - те, кто уехал за границу, среди них много квалифицированных сотрудников.
Но с другой сторона, должен отметить, что рынок труда никогда не был избыточным. Еще до СВО озвучивали цифру, что в IT отрасли дефицит по всей стране - около миллиона сотрудников. В строительной сфере, по разным оценкам, дефицит кадров - несколько миллионов человек. Но самая серьезная прореха наблюдается в реальном секторе – там, где производство, логистика, транспорт, склады. Скорее всего дефицит этот коснется и сельского хозяйства, а возможно и оборонной промышленности. Он развивается, в него вкладываются большие инвестиции, а резерв работников не такой уж и большой.
Как восстановить баланс
- Получается, основная проблема – демографическая?
- Это одна из причин сложившейся ситуации. На самом деле, существует комплекс проблем и еще одна из них – несоответствие того, кого готовит система образования с реальными потребностями экономики. Баланс этот нарушился в те же лихие девяностые и так не восстановился. В девяностые годы, потом в двухтысячные молодежь перестала реально воспринимать реальный сектор как потенциальную сферу трудоустройства. Отсутствие перспектив, низкая оплата труда, зачастую тяжелая грязная работа – кого этим привлечешь? Все хотели работать в красивом теплом офисе. Сейчас конечно меняется ситуация. Потому что зарплаты у квалифицированных рабочих иногда гораздо выше, чем у некоторых офисных сотрудников. Например, хороший сварщик получает от 120 тысяч рублей в месяц.
- Сейчас очень часто вспоминают Советский Союз, систему подготовки именно квалифицированных рабочих кадров. Когда предприятия шефствовали над техникумами и растили себе смену. Почему бы этот опыт не повторить?
- Система профтехобразования была разрушена в те же девяностые. Сейчас какие-то усилия может и предпринимаются, чтобы ее восстановить. Но это очень долгий процесс. Во-первых, надо же набрать специалистов, которые будут этим заниматься. А они тоже в дефиците. Но учитывая, что появилась острая потребность в квалифицированном труде, есть надежда на то, что через несколько лет все это появится, включая адекватную систему подготовки. Все - таки, спрос рождает предложение.
Не хватает всех!
- Заур Мурбекович, можно ли говорить о том, что мигранты в свое время заняли нишу рабочих специальностей? Их труд оплачивался дешевле, и наши сограждане просто перестали заниматься низкоквалифицированной работой?
- Действительно, миигранты выполняют в большинстве случаев неквалифицированную работу. У нас в крае - на стройках, в Москве – в сфере ЖКХ. Возможно, это тоже сыграло свою роль. Но мы же говорим о квалифицированной работе, где нужны определенные навыки. Строительная сфера испытывает острую нужду в кадрах и сегодня, крупные строительные компании идут за будущими специалистами не только в профильные колледжи, но и в школы.
- Кого не хватает сейчас на стройке?
- Монолитчиков, сварщиков, каменщиков, кровельщиков, сантехников, электриков… Не хватает всех.
-Слышала, что к хорошим специалистам выстраиваются очереди. Это правда?
- У квалифицированных специалистов загрузка расписана вперед на полгода.
- А может ли строительная фирма в своем штате иметь хорошую бригаду и никуда ее не отпускать? Что для этого нужно?
- Это доступно крупным хорошим организациям, которые могут дать гарантированный объем работ с высокой оплатой труда. Надо понимать, что в строительной сфере распространена практика работы не на основе постоянного найма, а контрактная – людей нанимают на определенный объем работ. В сезон - весна, лето, осень они зарабатывают от 150 тысяч рублей в месяц. Поэтому, на постоянную работу по найму такие специалисты не особо охотно идут, потому что мало где платят такие деньги круглый год.
Спасут нас роботы?
- Ситуация сложилась так, что хорошие специалисты знают себе цену, цена эта высокая и на меньшее они не согласны. Это вроде и нормально, беда в том, профессионалов катастрофически не хватает. Что делать с этим?
- Такая ситуация характерна почти для всех стран мира, где стареющее население (Старение населения - это увеличение среднего возраста населения из-за снижения показателей рождаемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни. В большинстве стран наблюдается рост ожидаемой продолжительности жизни и старение населения - тенденции, которые впервые проявились в развитых странах, но в настоящее время наблюдаются практически во всех развивающихся странах, - прим. ред.) В Европе так много мигрантов по этой же причине. А значит происходит постоянная оптимизация рынка труда, перенаправление трудовых ресурсов туда, где они больше всего нужны, грамотное обучение специалистов, и да, неизбежное привлечение мигрантов. Все это характерно для стран, которые имеют демографические проблемы - их сейчас много. Но со временем выходом из ситуации может стать максимальная автоматизация, роботизация физического труда.
- Но разве работу электрика или слесаря могу заменить роботы?
- На сегодняшний день, нет. Но согласитесь, очень много работы на производстве и в сельском хозяйстве уже выполняют машины и процесс этот будет продолжаться. Но в данный момент, наибольшему риску подвергнутся люди умственного труда, которые выполняют не уникальную работу. Причем не столько от роботов, сколько от искусственного интеллекта. Он сможет заменить бухгалтеров, юристов и даже журналистов. Правда, работников не высшего звена.
Поэтому, молодежь, которая будет заходить на рынок труда, возможно, чаще будет выбирать физический труд.
Сейчас существует и другой тренд – работодатели начинают бороться за будущих сотрудников, чуть ли не со школьной скамьи. Они вынуждены. Приходят в школу, проводят уроки профориентации. Это, кстати очень важно, когда человек непосредственно связанный с профессией, рассказывает о ней.
Вместо доски почета – соцсеть?
- Человек труда в советское время был в почете. Ему давали путевки за границу за хорошую работу, награждали, вывешивали фото на доску почета. Как думаете, в сегодняшних реалиях для молодежи это имеет значение или им главное, чтобы платили деньги?
- В литературе по управлению персоналом написано, что человеку важна как материальная, так и не материальная мотивация. Грамотные специалисты это знают и используют в любой сфере. Все это важно, конечно. Правда, в каком формате, я затрудняюсь сказать. Доска почета может быть никого и не заинтересует, а вот ролик в соцсетях – очень даже может быть. Молодежь живут в другом формате или измерении. Если в тех же социальных сетях начнут рассказывать, как здорово быть слесарем или сварщиком, то возможно это даст импульс многим выбрать именно эту профессию.
Но это не произойдет само собой. Это должно быть популяризировано на государственном уровне - должно быть финансирование, сконцентрированы специалисты. В результате целенаправленной работы в обществе можно создать информационный тренд, благодаря которому рабочие специальности станут модными.
- Очень долгое время, для многих из нас - круглосуточная работа, работа в выходные казалось нормальной. Современная молодежь очень ценит личное время. Как это вообще отражается на рынке труда?
- Это не уникальная российская ситуация, это стиль поколения зумеров. У них совершенно другой подход к жизни. Они гораздо меньше мотивированы материальными вещами – они готовы арендовать жилье, машину, а могут обойтись и без. Им важны личное время, личное пространство. И работодатели вынуждены с этим считаться. Поэтому и создаются гибкие условия труда – например, удаленная работа. Даже офис не выглядит как раньше – пространство, разделенное перегородками. Вот вам мягкие мешки, кофе, чай, пирожные. Только приходите, и пожалуйста, работайте!