Многие верующие задаются вопросом: «за что нам испытание пандемией?». Иерей, штатный клирик краснодарского храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» Дионисий Зубан в преддверии важных для христиан праздников объяснил «АиФ-Юг», почему веру на карантин не запереть, и ответил на вопросы, которые сейчас интересуют не только православных.
По 300 зрителей за эфир
Светлана Мамина, «АиФ-Юг»: Освящённая в храме верба, благодатный огонь, куличи, Пасха… Многие верующие задаются вопросом, как великие праздники отмечать на карантине?
Дионисий Зубан: Сейчас у нас есть возможность увидеть реальность в новом ракурсе. Каждый священник знает, что на Пасху в храм приходят люди не всегда потому, что вера велит, сердце ведёт. Чаще - потому что так положено, - «без кулича не будет Пасхи». Проявились стереотипы, приобретшие привычную форму в ХХ веке, значение которых недооценивали, но которые в нынешних условиях обозначили себя как доминантная линия религиозности. В истории церкви он установился в единообразии в IV веке н.э. До 325 года Пасху праздновали в разные даты и разными способами. Традиции и обряд имеют огромное значение, но при этом всегда нужно учитывать существовавший в истории дискурс между формой и содержанием. Форма не выше содержания. Об этом говорил ещё Христос в Евангелии. Обряд имеет второстепенное значение, важную, но все же вспомогательную роль. Именно в таких ситуациях проявляется отношение человека к обряду и форме. Патриарх призвал всех оставаться дома в эти сложные дни, праздновать спокойно, без сомнений. Скромно и смиренно, как полагается христианам.
- Батюшка, поясните, что изменилось для верующих и церкви в условиях распространения вируса? Праздников не будет?
- Карантинные и прочие нормы и ограничения вводятся гражданскими властями, церковь их принимает и исполняет. На сайте митрополии опубликовано распоряжение краснодарского митрополита Исидора о том, чтобы праздничные богослужения совершались во всех храмах при закрытых дверях с необходимым количеством священно- и церковнослужителей. «При закрытых дверях» - не буквально. При соблюдении всех санитарных норм и требований прихожане смогут войти. При соблюдении дистанции, прочих санитарных требований они могут там оставаться. Ну и, конечно, будут организованы трансляции. Наши верующие с нами онлайн.
- Получается, вы как многие, сейчас перешли на удалёнку и работаете «из интернета»?
- Для меня это не новый инструмент. Свой первый ролик я записал примерно два года назад, ограничивался историями в Instagram. И получил отклик прихожан: это удобно, интересно, современно. Само время и условия подталкивают к тому, чтобы перейти на онлайн-трансляции. Мы делаем их с со священником Вячеславом Клименко, ответственным лицом епархии по вопросам отношений Церкви и общества. Кажется, получается. У нас небольшой аккаунт, но на богослужения онлайн собираются от трёхсот человек, это даже чуть больше, чем вместимость нашего храма. Сейчас эту практику начинают внедрять и в других храмах. У многих священников уже есть Instagram. Технологии вызывают неоднозначную реакцию консерваторов, но им приходится мириться.
- А кто вас смотрит? Считается, что большая часть верующих - пожилые люди, у них и телефоны-то, наверное, кнопочные?
- Аудитория от 13 до 70 лет. Современные телефоны имеются и у пожилых, наверняка, у них продвинутые внуки. Часто трансляции смотрят семьями. Собираются вместе: старики, дети, внуки и даже правнуки.
- Полноценные эфиры - не сториз, как технически вы их обеспечиваете?
- При помощи двух телефонов. Одновременно выходим в эфир из разных точек в храме. Чтобы была красивая картинка и звук не терялся. Нет, я не совершаю службу, держа телефон в руке. Гаджеты укреплены на треногах, съёмка ведётся в стационарном режиме.
Многие просят о причастии
- С чем люди сейчас к вам обращаются, какие у них запросы?
- В свете последних дней самые распространённые просьбы о причастии, возможности исповедаться и собороваться. Вообще, люди напряжены, расстроены. Большинство воспринимает происходящее стоически, но есть и те, кто впал в депрессию. Поддерживаем друг друга всеми способами, общаемся в соцсетях.
Молодые прихожане собрали сведения о нуждающихся. Это пожилые, инвалиды. И знаете, только тех, кому нужна помощь в том, чтобы элементарно искупаться, в Краснодаре 200 человек. Ещё 300 нуждаются в помощи по уборке дома и прочее. При храмах организовали пункты сбора и собранные вещи, средства гигиены, продукты, священники и волонтёры развозят нуждающимся. Если трактовать по-христиански, то Бог дал нам шанс пережить возрождение нашей христианской жизни не только в обрядовой стороне, но и в каких-то полезных делах. Работа перешла из храмовой богослужебной фазы в активную социальную.
- О социальной активности. Давно уже священнослужители совершают молебны, крестные ходы вместе с сотрудниками МЧС, ГИБДД, а какой от этого эффект, разве меняется статистика пожаров, аварийности?
- Тот же вопрос у немалого количества духовенства: «с какой целью»? С религиозной точки зрения мы не утверждаем, что молебны на сто процентов избавляют от ДТП. Хоть ты всё вокруг святой водой залей - если человек нарушает правила безопасности, никто не поможет. Если перевести на простой язык, то молебны, крестные ходы - как пожелание: «пусть всё будет хорошо, благополучно». В церковном языке пожелание выражается крестным ходом.
- Есть ли у вас какая-то особая молитва?
- Молитвы не работают как кнопочка: нажал - получил результат. Молитва - это обращение к Богу. Главная молитва в христианстве - «Отче наш», в ней человек обращается к господу, прославляя его и вверяя ему себя. Как и что будет с нами - мы не знаем. Но мы надеемся на лучшее. И да, молитва по случаю коронавируса написана, мы читаем её в храмах. С надеждой, что наша жизнь изменится к лучшему.
Кто нас наказал?
- Верующие предполагают, что пандемия – это испытание. За что?
- Есть те, кто заявляет, что Бог эпидемией наказал нас за грехи. В этой связи вспоминается эпизод из Евангелия, описывающий падение Силоамской башни в Иерусалиме, которая упала и «побила» 18 человек, помните его? Люди спрашивали Христа: почему погибли эти восемнадцать, они были грешниками, их Бог наказал? Иисус отвечал: «Нет».
- Дайте совет нашим читателям: чем укрепить душу и сердце?
- Я вскользь упомянул о том, что сейчас происходит в приходах. Помимо богослужений стала активнее социальная работа церкви. Это исподволь зрело, и люди, наконец, пришли к возможности сообща крепить веру добрыми бескорыстными поступками. У многих есть эта потребность, ощущение христианской моральной обязанности. Все эти вирусы… они должны нас сплачивать. Может быть, Господь всех нас встряхнул для того, чтобы оживить запрятанные в нас чувства сострадания и милосердия.