Пасха считается самым главным православным праздником. Верующие ждут его и готовятся, но не все это делают правильно. Почему иногда внешнее, обрядовое становится важнее истинного смысла Великого праздника, «АиФ-Юг» рассказал настоятель храма-часовни благоверного князя Александра Невского в Краснодаре архимандрит Амвросий (Диденко).
Истина после воздержания
Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Как правильно отмечать Пасху?
Архимандрит Амвросий: Это сокровенное событие. Пасха постигается не глазами, а сердцем. В этот день душа плачет от счастья. Освящение куличей, яиц, колбасы - не в этом суть. К сожалению, для некоторых людей обрядовость, внешние традиции важнее. К Великому Празднику надо готовиться больше, чем к свадьбе или к дню рождения, к экзамену, к встрече с любимым. В этот День небо опускается на землю, но не все видят это. Чтобы понять и принять, и дан нам сорокадневный Великий пост. Хотя бы раз надо попробовать поститься. Ощущение праздника будет тогда совсем иным. Господь каждый день дает нам радость, а на Пасху осыпает здоровьем, счастьем, Любовью. Это Торжество Торжеств. Кто-то может возразить: Бог не слышит нас, не дает нам чего-то. А некуда дать! Ум занят всякими мыслями, но не о Боге, вечности и красоте, сердце переполнено страстями. Поэтому и нужна подготовка. Пост. Но не столько пост для желудка - отказать себе в количестве и качестве продуктов, а воздержание ума от недобрых помыслов, языка - от дурных слов, души - от злых чувств.
Плохие мысли, худые слова и дела, будто капля за каплей превращаются в грозовые и громовые тучи.
Воздерживаться нужно от всего злого, а совершать все хорошее, светлое. Это работа над собой - интеллектуальная и духовная. Надо стараться всегда вести себя добропорядочно, а в эти дни и праздничные Пасхальные - тем более. Во время разговения надо стараться не позволять себе лишнего, не превращать священный праздник в беззаботное веселье. Посидеть за столом, навестить родственников, можно отнести подарки и угощения в детские дома, больницы - есть такая традиция. Иные же представления о празднике от духовного невежества. Откуда оно - догадаться нетрудно. Десятилетиями разрушали храмы, жгли иконы, губили человеческие тела и души. Пройдет много лет пока народ снова воспрянет и вернется к истокам.
«Испытания - как баня - очищают»
- Отец Амвросий, изначально поводом для интервью был Великий праздник, но накануне случилась трагедия в Кемерово… Эту тему невозможно обойти, как пережить подобное горе?
- А если стыдно?
- Чем больше совестно, тем быстрее надо идти. К незнакомому батюшке или, наоборот, которому доверяешь. Самое главное в церкви - исповедание, покаяние и причащение. И это бесплатно.
«Нужно учиться своей вере»
- К вам обращаются за советом прихожане, о чем чаще всего спрашивают?
- Отрадно, стало больше духовных вопросов. Раньше были в основном простые: как свечи зажечь, записку написать. Теперь заходят разговоры о вере, о праздниках, о вечном. Еще лет двадцать назад в храм приходили почти одни бабушки, сегодня много молодежи, ученых, представителей интеллигенции. Прихожане стали более начитанными, грамотными, в беседе не поддакивающие, а больше выясняют, спорят. Особенно это замечаю в крупных городах, скоро, думаю, так будет и в селах. Ведь нам нужно учиться своей вере, чтобы прогнать невежество.
- Где грань между унижением и смирением? Как понять, что пора давать отпор в конфликтных ситуациях?
- Ответ зависит от конкретной ситуации. Совершенно очевидно, Иисус не смирялся перед злом и нам велел бороться всеми дозволенными методами. В христианстве унижение толкуется не совсем так, как в миру. В Евангелие говорится: «Кто унижает себя, будет возвышен, кто возвышает себя, будет унижен». Смирение касается заповедей Божиих. Нужно жить, не нарушая их. А мы как обращаемся с собой, с другими? То пасуем, то выходим из себя… Потому что не знаем ничего ни о себе, ни о Боге. Многие люди даже не понимают, что такое любовь…
- Можно ли молиться за неверующего или человека другой веры?
- Устно дома или в храме не возбраняется. Но установленные веками формы, например, обедня или панихида, только для крещеных. Так, после трагедии мы молимся за всех погибших, не разделяя ни по какому принципу. А сорокоуст нельзя заказывать за не крещеного или иной веры. Но никогда нельзя насильно приводить человека в Церковь. Раз-два позвала, например, мама сына или жена мужа в храм, если не захотел, то нельзя далее руганью, ссорами заставлять. Только молиться надо за него и просить Господа, чтобы направил на путь истинный. Тогда человек может уверовать так, как даже и не предполагал.