Примерное время чтения: 7 минут
2507

«Ничего о себе не знаем». Священник об обрядовости и истинном смысле Пасхи

«АиФ-Юг» №14 04/04/2018
Крестный ход во время празднования Пасхи в Краснодаре.
Крестный ход во время празднования Пасхи в Краснодаре. / Архимандрит Амвросий / Из личного архива

Пасха считается самым главным православным праздником. Верующие ждут его и готовятся, но не все это делают правильно. Почему иногда внешнее, обрядовое становится важнее истинного смысла Великого праздника, «АиФ-Юг» рассказал настоятель храма-часовни благоверного князя Александра Невского в Краснодаре архимандрит Амвросий (Диденко).

Истина после воздержания

Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Как правильно отмечать Пасху?

Фото: Из личного архива/ Архимандрит Амвросий

Архимандрит Амвросий: Это сокровенное событие. Пасха постигается не глазами, а сердцем. В этот день душа плачет от счастья. Освящение куличей, яиц, колбасы - не в этом суть. К сожалению, для некоторых людей обрядовость, внешние традиции важнее. К Великому Празднику надо готовиться больше, чем к свадьбе или к дню рождения, к экзамену, к встрече с любимым. В этот День небо опускается на землю, но не все видят это. Чтобы понять и принять, и дан нам сорокадневный Великий пост. Хотя бы раз надо попробовать поститься. Ощущение праздника будет тогда совсем иным. Господь каждый день дает нам радость, а на Пасху осыпает здоровьем, счастьем, Любовью. Это Торжество Торжеств. Кто-то может возразить: Бог не слышит нас, не дает нам чего-то. А некуда дать! Ум занят всякими мыслями, но не о Боге, вечности и красоте, сердце переполнено страстями. Поэтому и нужна подготовка. Пост. Но не столько пост для желудка - отказать себе в количестве и качестве продуктов, а воздержание ума от недобрых помыслов, языка - от дурных слов, души - от злых чувств.

Плохие мысли, худые слова и дела, будто капля за каплей превращаются в грозовые и громовые тучи.

Воздерживаться нужно от всего злого, а совершать все хорошее, светлое. Это работа над собой - интеллектуальная и духовная. Надо стараться всегда вести себя добропорядочно, а в эти дни и праздничные Пасхальные - тем более. Во время разговения надо стараться не позволять себе лишнего, не превращать священный праздник в беззаботное веселье. Посидеть за столом, навестить родственников, можно отнести подарки и угощения в детские дома, больницы - есть такая традиция. Иные же представления о празднике от духовного невежества. Откуда оно - догадаться нетрудно. Десятилетиями разрушали храмы, жгли иконы, губили человеческие тела и души. Пройдет много лет пока народ снова воспрянет и вернется к истокам.

«Испытания - как баня - очищают»

- Отец Амвросий, изначально поводом для интервью был Великий праздник, но накануне случилась трагедия в Кемерово… Эту тему невозможно обойти, как пережить подобное горе?

Досье
Архимандрит Амвросий (Диденко) – кандидат филологических наук, доцент, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии, настоятель храма-часовни благоверного князя Александра Невского Краснодара. В прошлом - заведовал кафедрой романо-германской филологии в КубГУ. Оставил светскую карьеру, постригся в монахи и стал священником. Издал духовные книги: «Отче наш: Молитва Господня», «Толкование молитв и молитвословий», учебники по церковнославянскому языку и другие – общий объем публикаций составляет более 250 печатных листов.
- Любая трагедия: личная, семейная, государственная, случись она в России, Америке или Индии, - это следствие. Причина - в нас самих. Плохие мысли, худые слова и дела, будто капля за каплей превращаются в такие грозовые и громовые тучи. И если в одном месте случилась беда, не значит, что там люди грешнее. Мы все должны покаяться - каждый в своих грехах, и жить, соблюдая заповеди Божьи. Все эти дни в храмах мы читаем три вида молитв: об упокоении погибших, о выздоровлении раненых и о скорбящих и плачущих. Что сказать человеку в безутешном горе? Нужно потерпеть, пережить эти страдания. Обязательно молиться, исповедаться и причаститься. Истинная помощь - в Церкви у Бога. Не случайно, после тяжелых недугов, потрясений, горя люди уходят в веру. Все, что было закрыто мишурой мыслей, чувств и поступков, вдруг открывается вечное, истинное. По-другому начинает человек смотреть на жизнь, смерть, юность, старость… Испытания - как баня, очищают и дают прозрение. Но, к сожалению, бывает и так, что люди отчаиваются и решаются на страшный грех. Посмотрите, что происходит: суициды в школах, вузах, среди пенсионеров, молодежи. Если раньше на отчаянный шаг шли из-за трагической или неразделенной любви, то сегодня потому, что мама не купила велосипед… Еще двадцать лет назад на тысячу прихожан только один мог подойти, сетуя на черные мысли в голове. Сейчас их гораздо больше. Ко мне и ночью порой приходят такие люди. Спасут от пагубных дум беседа со священником, исповедь, Причастие и молитва.

- А если стыдно?

 - Чем больше совестно, тем быстрее надо идти. К незнакомому батюшке или, наоборот, которому доверяешь. Самое главное в церкви - исповедание, покаяние и причащение. И это бесплатно.

«Нужно учиться своей вере»

- К вам обращаются за советом прихожане, о чем чаще всего спрашивают?

- Отрадно, стало больше духовных вопросов. Раньше были в основном простые: как свечи зажечь, записку написать. Теперь заходят разговоры о вере, о праздниках, о вечном. Еще лет двадцать назад в храм приходили почти одни бабушки, сегодня много молодежи, ученых, представителей интеллигенции. Прихожане стали более начитанными, грамотными, в беседе не поддакивающие, а больше выясняют, спорят. Особенно это замечаю в крупных городах, скоро, думаю, так будет и в селах. Ведь нам нужно учиться своей вере, чтобы прогнать невежество.

- Где грань между унижением и смирением? Как понять, что пора давать отпор в конфликтных ситуациях?

- Ответ зависит от конкретной ситуации. Совершенно очевидно, Иисус не смирялся перед злом и нам велел бороться всеми дозволенными методами. В христианстве унижение толкуется не совсем так, как в миру. В Евангелие говорится: «Кто унижает себя, будет возвышен, кто возвышает себя, будет унижен». Смирение касается заповедей Божиих. Нужно жить, не нарушая их. А мы как обращаемся с собой, с другими? То пасуем, то выходим из себя… Потому что не знаем ничего ни о себе, ни о Боге. Многие люди даже не понимают, что такое любовь…

- Можно ли молиться за неверующего или человека другой веры?

- Устно дома или в храме не возбраняется. Но установленные веками формы, например, обедня или панихида, только для крещеных. Так, после трагедии мы молимся за всех погибших, не разделяя ни по какому принципу. А сорокоуст нельзя заказывать за не крещеного или иной веры. Но никогда нельзя насильно приводить человека в Церковь. Раз-два позвала, например, мама сына или жена мужа в храм, если не захотел, то нельзя далее руганью, ссорами заставлять. Только молиться надо за него и просить Господа, чтобы направил на путь истинный. Тогда человек может уверовать так, как даже и не предполагал.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах