«Чужие стали родными». Как люди помогали друг другу в Советское время

В СССР люди относились к другим без зависти и вражды. © / Госархив Краснодарского края

«Это были милые добрые времена, когда чужие люди помогали совершенно бескорыстно. Сейчас таких историй не хватает», - воспоминания о том, как жили в Советском Союзе, на конкурс «АиФ-Юг» «Рождённый в СССР» прислала Валентина Коваленко из Тимашевска.

   
   

Трагедия в семье

«После окончания техникума нас с мужем и маленьким ребёнком распределили на работу в Краснодар, на железобетонный завод, - пишет Валентина Коваленко. - Должны были обеспечить жильём и детским садом для малыша. А с этим и тогда были проблемы. На работу приняли, но сказали: «Квартиру ищите сами - мы будем оплачивать».

Жильё тогда просто так не сдавали, а с ребёнком найти квартиру и вовсе было практически невозможно. На этом же заводе главным бухгалтером трудился Николай Павлович Шаповалов, в семье которого случилась трагедия. Вернувшись с войны, он женился на женщине с тремя детьми. Позже у них родилась ещё девочка. Старшие мальчики выросли, завели свои семьи. Осталась с родителями только дочь. Повзрослев, она стала встречаться с парнем, однажды пошла с ним в кино и не вернулась.

Кавалер рассказал, что они поссорились, и домой он её уже не провожал. Парня допрашивали, но в конце концов признали невиновным. А через пару недель замёрзшее тело девушки нашли на кладбище под Новочеркасском за 200 километров от дома. Следователи установили, что её сбила машина, возможно, рефрижератор. По одной из версий, водитель испугался последствий, закинул сбитую девушку в холодильник и отвёз подальше от места преступления. Похоронили дочку Николая Павловича на кладбище в центре Краснодара. Шуму тогда было много, но убийцу найти так и не удалось».

Сейчас не поверят

«Тогда Николай Павлович, наверное, посоветовавшись с женой, предложил нам, молодой семье, пожить у него, - продолжает Валентина Коваленко. - Мы согласились, сына на время взяла свекровь. Мы быстро подружились - их горе и наша надежда объединили семьи. На работу и обратно ходили вместе. Потом покупали цветы и отправлялись на кладбище. В выходные ездили на дачу - Шаповаловы относились к нам, как к родным. И мы отвечали им тем же.

Вместе мы прожили полгода, потом мужу предложили работу в другом месте, в Тимашевском районе, и пообещали квартиру. Мы решили переезжать, Николай Павлович наше решение не поддерживал. Но, даже уехав, связь с Шаповаловыми мы не теряли - мы приезжали к ним в гости и они к нам. Когда нужна была помощь на даче, Николай Павлович звонил нам - и мы сразу откликались.    
   

Милые добрые времена, как же их сейчас не хватает! Доброта этих людей до сих пор осталась в наших сердцах. Сейчас, наверное, никто и не поверит, что люди могли пригласить жить в свою квартиру совершенно посторонних, да ещё окружить их теплом и заботой. Но так действительно было - люди были друг другу родными, относились без вражды и зависти. Сейчас всё по-другому».

Врач отговорил

«Ещё одна история, которая подтверждает доброту сердец советских людей, - пишет Валентина Коваленко. - Учась в техникуме, я вышла замуж за однокурсника. Вскоре забеременела. Что же делать? Ведь хочу отучиться, получить диплом, а с ребёнком на руках могу отстать от программы. Муж тоже не знает, как мне помочь, что делать.

Решила я тогда пойти к гинекологу. Выстояла длинную очередь, захожу к ней - это была женщина, рассказываю причину, по которой к нему обратилась. Врач задала мне несколько вопросов и говорит: «Всё ясно - мамы рядом нет, совет дать некому. Тогда послушай меня - ты пришла сюда, отстояла очередь в регистратуре, ко мне в кабинет. А ведь многие люди, даже те, с которыми ты стояла в коридоре, приходят сюда за помощью - они хотят иметь детей, а мы уже ничем помочь им не можем. А всё потому, что они в молодости сделали ошибку. Сейчас у этих женщин есть образование, диплом, муж, но нет главного - детей. В таком случае уже и образование не так важно, и семья часто оказывается на грани развода. Подумай об этом! Мой совет - роди ребёнка, а потом уже и техникум свой закончишь».

И я послушала врача. Рассказала мужу, он поддержал, сказал, что очень постарается, чтобы дипломы мы получили вместе. На занятия порой ходили по очереди, иногда просили сторожиху посидеть с малышом, но выпустились вместе. К сожалению, имя этой женщины-врача не сохранилось в памяти. Но факт - опять чужой человек в советское время поступила со мной, как с родной дочерью, поговорила, понимая, что у меня рядом нет матери, а мы пока совсем молоды и глупы. Не думаю, что сейчас многие готовы входить в положение другого человека».

Доктор с большой буквы

«Вот ещё одна история о враче с большой буквы - и тоже из советских времён, - вспоминает Валентина Коваленко. - Однажды у меня обнаружили онкологическое заболевание - я в шоке, муж тоже, не знаем, что делать, куда бежать, как лечиться. В Краснодаре диагноз, к сожалению, подтвердился, предстояла операция. Я лежу в палате, слёзы рекой льются: хорошая семья, муж, трое детей, а я скоро могу с жизнью попрощаться. И беспокоюсь больше не о себе, а о детях. Муж на работе постоянно, порой и в выходные, дети на мне. И что же потом с ними будет. На кого останутся?

Сейчас, наверное, никто и не поверит, что раньше люди могли пригласить жить в свою квартиру совершенно посторонних да ещё окружить их теплом и заботой.

Тут в палату заходит женщина-врач, а я вся в слезах. Она пригласила меня в ординаторскую и сказала: «Операция, скрывать не буду, сложная. Обещать и гарантировать я вам ничего не могу, скажу только одно - мы сделаем всё возможное, всё, что зависит от нас. А вы должны убрать слёзы - вам понадобится много сил, чтобы выполнять наши рекомендации после операции».

Я поверила ей и тут же перестала реветь. Звали врача Валентина Тарасовна Аксенова. Она сдержала обещание, действительно постаралась убрать всё лишнее. В итоге я вернулась домой, выучила всех троих детей, воспитала их порядочными людьми. Я очень благодарна врачу, которая спасла меня, и за операцию, и за человеческое отношение. Всё это было в Советском Союзе, в то время, когда человек человеку был другом».