Член рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России Наталья Касперская предложила закрепить за государством ведение информационных технологий и оборот данных жителей страны. По её словам, представители отрасли уже разработали необходимую поправку – она коснётся статьи 71 в третьей главе основного закона государства. Суть предложения – ввести норму о том, что в ведении Российской Федерации будут находиться не только не только оборона, границы, недра и так далее, но и информационные технологии, и оборот данных.
«Потому что оборот данных и защита данных граждан – это, как мне кажется, дело государственное, и оно должно находиться в ведении государства», - сказала Наталья Касперская на встрече президента с рабочей группой. - «И уже в дальнейшем это позволит формировать актуальную нормативно-правовую базу для других законов и обеспечить единый подход к правам и свободам граждан на всей территории Российской Федерации».
Время навести порядок
Эксперт рассказал «АиФ-Юг», почему необходимо закрепить основные понятия цифровизации в основном законе РФ.
«Сейчас вопросы цифровизации носят глобальный характер, - говорит директор Института компьютерных систем и информационной безопасности, доктор технических наук Роман Дьяченко. - Это обусловлено развитием интернета, в котором отношения участников сетевых взаимодействий не в полном объеме регулируются законами. В итоге сложилась целая культура, находящаяся вне зон государственного влияния. И сейчас возникла ситуация, что не контролировать информационные технологии и оборот данных просто нельзя – настало время навести порядок. Чтобы регулировать информационные технологии и обмен информацией, нужна законодательная база».
«И ее отсутствие, на мой взгляд, одна из основных проблем, - продолжает Роман Дьяченко. – В Конституции, и, далее, в различных кодексах должны быть заложены основные понятия цифровизации: электронный контрагент, электронный контракт, электронная подпись, цифровое портфолио человека и т.д. Например, в законе есть термины «физическое лицо», «юридическое лицо». А как перенести их на участников взаимоотношений в интернете? И дальше на этих основных понятиях, как на фундаменте, вырастет вся необходимая нормативно-правовая база».
По словам эксперта, частично законы, регулирующие цифровизацию в стране, работают – действует система электронных подписей, есть удостоверяющие центры, есть госорганы, которые контролируют процесс. Но они не могут контролировать все существующее информационное пространство, которому, без появления чёткой законодательной базы, трудно будет развиваться по законной траектории.
«И дело не только в юридических основах, но и в стандартах, которые обязательно должны присутствовать в цифровой сфере на государственном уровне, - считает Роман Дьяченко. - Речь идет о стандартах взаимодействия, о протоколах обмена связи, о протоколах шифрования, о протоколах защиты – здесь нужна система и единообразие. Не надо забывать и об информационной безопасности. Если сейчас цифровые системы не защищать, то с ростом инфраструктуры может наступить такой момент, когда небольшая уязвимость сможет «положить» не только экономику региона, но и целой страны. Например, если не обеспечить информационную безопасность объектов «умной» энергетики, то последствия могут быть сравнимы с эффектом от применения ядерного оружия».
Речь идёт не только о крупных предприятиях и государственных учреждениях, но и безопасности каждого человека. Электронная почта, аккаунты в социальных сетях, мобильные банковские клиенты давно уже превратились в объекты атак злоумышленников.
Сеть – под контроль?
Необходимость внесения в Конституцию поправок об информационных технологиях и обороте данных обусловлена и другими причинами. Например, тем, что сеть давно превратилась из средства общения в инструмент для заработка и финансовые потоки также нуждаются в регулировании.
Регулирование государством информационных технологий и оборот данных – обычная мировая практика. Просто делают это страны по-разному.
«В Китае, например, сеть сразу взяли под жёсткий контроль, сделали свои поисковые системы, социальные сети, закрыли свой сегмент интернета файерволом (технологический барьер, предназначенный для предотвращения несанкционированного или нежелательного сообщения между компьютерными сетями или хостами прим. ред.), - рассказывает директор Института компьютерных систем и информационной безопасности. - В неявном виде государственное регулирование за рубежом есть сейчас и было всегда – серверы доменных имён и вся инфраструктура интернет находится под контролем и на территории США. И наша страна в плане развития и регулирования интернета находится явно не на последнем месте. У нас идёт большая работа, которая не видна большинству людей – они и не должны её замечать. То, что делает наше правительство в плане создания суверенного интернета - а децентрализованная структура позволяет вынести российский сегмент и не подвергать его опасности – это положительный момент».
Смотрите также:
- В Краснодаре пополнились ряды коммуникационных площадок для юристов →
- Росреестр: чтобы было удобно людям →
- Кубань электронная →