МФЦ (Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг) в Краснодаре, на улице Леваневского.
В просторном помещении со всеми удобствами в буквальном смысле - здесь и детская площадка, и удобная мебель для посетителей, туалетные комнаты, кулеры с водой… На входе администратор, который сразу подскажет, к какому специалисту пройти, получаете электронный номер очереди и ждете вызова (световое табло и звуковое оповещение). От одного из окошек Росреестра отходит молодой мужчина. Как выяснилось, краснодарец Алексей Петренко оформлял права на аренду семи (!) земельных участков. По его словам, вся процедура заняла… один час.
О том, каких усилий стоило внедрение новаторских технологий, какая отдача от этого, почему не стоит бояться дистанционного обслуживания, какая категория граждан в особом приоритете и многом другом нам рассказал руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - главный государственный регистратор Краснодарского края Виктор Колодяжный.
Учимся сами, учим других
- Виктор Викторович, ваш коллектив в последнее время упоминается губернатором как пример для подражания для всех организаций и ведомств края. У вас идет новшество за новшеством. Как это отражается на качестве жизни кубанцев?
- Приведу такой показатель: количество сделок с недвижимостью только по Краснодару за последний год увеличилось в 1,5 раза. Как отражается на качестве жизни? Если раньше приходилось оформлять, к примеру, наследство - месяц, а то и больше, сейчас же за один день, бывает и в течение часа. Но этому предшествовала большая и серьезная работа по переводу архива в электронный вид. Все это удалось осуществить собственными силами. Но нужно было научить сотрудников работать. Последние два года мы учимся, учим… Не все сразу получается, и сейчас есть проблемы..
Благодаря оцифровке, которая проведена в архиве каждого из отделов Управления по краю, появилась реальная возможность значительно сократить сроки оказания госуслуг населению. Теперь на Кубани зарегистрировать свое право на недвижимость можно в течение недели, в отличие от прежних сроков регистрации - 1 месяц.
Срок 7 дней заложен в планах Росреестра, в проекте «Дорожной карты» («Оптимизация процедур регистрации собственности») на 2018 год. Но наш коллектив уже реализовал эти планы.
Мы делаем все, чтобы гражданам было удобно
- Граждане должны понимать - сегодня не надо бегать по инстанциям, платить деньги... Вот наш сайт frskuban.ru, вот Портал Росреестра, вот информационный терминал. Запишитесь на прием через Портал, получите выписку из ЕГРП или ГКН, проверьте состояние регистрации своего дела, закажите дело, которое вы не смогли получить в срок…
- Но не у всех же есть компьютер, не все, особенно пожилые люди, им владеют…
- Все операции можно произвести на терминале, специалисты Управления всегда помогут. Граждане вполне могут самостоятельно подготовить договор, он к тому же имеет сокращенный срок регистрации, так как уже не должен проходить правовую экспертизу - договоры составлены специалистами. Три дня - и вы получаете свидетельство.
Кстати, договоры в терминале - это ноу-хау нашего Управления, впервые в России эта услуга стала доступна именно кубанцам 2 апреля 2010 года.
- А где находятся ваши терминалы?
- В каждом МФЦ края, где работают наши специалисты. Знаю, что жители Кубани в полной мере оценили удобство, которое вошло в их жизнь с созданием МФЦ. Всем нашим коллективом хочется выразить огромную благодарность губернатору Ткачеву. При поддержке Александра Николаевича создана сеть МФЦ по всему краю - в каждом районе края. По всей России 243 МФЦ, в крае 53!В Краснодаре сейчас 4 МФЦ, скоро откроется и пятый.
И граждане, с которыми я общаюсь, практически ежедневно посещая МФЦ края, очень рады, они чувствуют больше удобства и уважения.
Что касается пожилых людей, то к ним у нас особое отношение - установлены сокращенные сроки регистрации для ветеранов Великой Отечественной войны, лиц, лишенных физической возможности передвигаться, а также заявителей, достигших 60 лет и старше. Возрастной ценз 60 лет введен с 19 ноября. Ранее он составлял 65 лет для женщин и 70 - для мужчин.
Более того, мы впервые в России организовали предоставление госуслуг по месту проживания пожилых людей - они могут просто позвонить, и специалисты Управления приедут к ним домой. За 15 месяцев в крае обслужено на дому более 8500 заявителей.
Уникальный опыт
- Виктор Викторович, расскажите подробнее об электронном архиве. Насколько известно, это пока уникальный опыт в РФ.
- Все документы - а это 5 миллионов дел(!), были отсканированы и переведены в цифровой формат. В архиве ведется и топографический учет. Это процесс оптимизации поиска дел правоустанавливающих документов, который позволяет в несколько раз увеличить скорость работы с архивными делами. Дело в том, что архивы дел для постоянного хранения имеют свою специфику. Дела являются переходящими - количество документов в одном деле постоянно увеличивается. В связи с этим происходит постоянная смена их местоположения.
Для ориентирования в архивохранилищах специалистами отдела информационных технологий совместно с отделом архива была разработана специальная программа. Чтобы учитывать место хранения каждой группы дел, все помещения изображены графически. В новейший программный продукт занесены наименования всех улиц с одноименной привязкой к графическим изображениям мест хранения.
Итоговая версия этой программы была загружена в терминалы, установленные в архивохранилищах. Кроме этого, в нем установлена и программа электронного заказа и учета выдачи дел правоустанавливающих документов, что также сокращает сроки получения архивных данных и значительно упрощает процесс работы с ними.
- Это правда, что наличие электронного банка данных помогло оперативно сработать в Крымске при наводнении? Каким образом?
- Беда пришла в Крымск в ночь с пятницы на субботу. В субботу я уже был в Крымске. Пострадал наш офис, бумажный архив был затоплен.
В воскресенье мы уже подключили генератор, откачали воду.
И в понедельник начали работать с населением... Так вот, если бы не электронный архив, мы бы не смогли своевременно выдать информацию.
Необходимые для этого сведения были в нашей электронной базе.
Все под контролем
- Расскажите о вашем коллективе. В связи с переходом на столь современный высокотехнологичный уровень, наверное, произошло значительное обновление кадров?
- Я бы так не сказал. Коллектив у нас молодой, целеустремленный. У всех - большое желание учиться, идти вперед.
Для освоения новых программных продуктов мы еженедельно, каждую субботу, в течение двух лет проводим занятия - учим наших специалистов. Но еще очень важно, чтобы было у наших сотрудников уважительное, доброе отношение к гражданам, которые пришли к нам на прием. В первую очередь, конечно, к пожилым людям - этот вопрос у нас под особым контролем.
- Это верно, что проверить работу любого отдела Управления Росреестра по краю, работу ваших специалистов в многофункциональных центрах вы можете, не выходя из рабочего кабинета, в режиме видеосвязи?
- Видеонаблюдение установлено в первую очередь для того, чтобы контролировать работу отделов на местах. Могу в любое время выйти на видеосвязь с любым районом и посмотреть, как ведется прием посетителей. И если возникла такая необходимость, граждане в режиме on-line могут задать мне все интересующие их вопросы.
Одновременно во всех отделах ведется видео- и аудиозапись в процессе приема заявителей. Благодаря этому в случае возникновения конфликтных ситуаций можно без особого труда разобраться, кто прав и кто виноват.
Весь наш коллектив нацелен на такую работу, чтобы было удобно населению, чтоб наши граждане чувствовали себя достойно и уважительно.