Вторая мировая война, протоптавшись по планете, оставила много тайн и загадок, многие из которых все еще остаются неразгаданными. Оставила она и многочисленные следы, до сих пор напоминающие о ней.
Это и неразорвавшиеся снаряды, и военная техника, ржавеющая в лесах, и оставшиеся лежать на поле боя солдаты. Или воины, чье место захоронения все еще неизвестно родным…
Ксения Спасибенко из поселка Сенного, что в Темрюкском районе, при жизни так и не узнала, где похоронен ее муж Григорий. В пришедшей уже после окончания войны похоронке говорилось лишь о том, что умер он 29 апреля 1945 года, за 10 дней до Победы, от тяжелых ран, полученных в боях за освобождение Будапешта, в одном из госпиталей этого города.
Впоследствии сама похоронка где-то потерялась, и бабушка Ксения помнила лишь, что там было сказано, что похоронен ее Григорий на каком-то «русском кладбище», в могиле № 15. Обращалась в военкомат, пытаясь разыскать месторасположение могилы, но все безуспешно…
А когда минувшим летом Владимир Спасибенко, внук давно уже покойной Ксении Алексеевны, собрался в командировку в Венгрию, екнуло сердце – ведь там, в Будапеште, лежит дед.
Позвонил венгерскому партнеру Виктории Немеш, рассказал все, что в семье было известно о могиле деда. Г-жа Виктория начала поиск – через будапештского православного священника, через российское посольство… Тем временем был дан запрос в Темрюкский военкомат, откуда пришла справка с теми же данными – русское кладбище, Будапешт, могила № 15.
И вот, уже в Будапеште, Спасибенко встречается с первым секретарем посольства Владимиром Семидетко, который рассказал, что в боях под Будапештом погибло 80 тысяч советских солдат, которые похоронены на 14 кладбищах в разных концах города. Но решили искать – значит нужно искать.
Вначале дипломат предложил поехать на крупное Обудайское кладбище, но буквально через пятнадцать минут вынул из папки фотографию какого-то памятника со столбиком фамилий, передал его Владимиру и сказал: «Прочитайте здесь, может, увидите фамилию деда, а я пока развернусь – поедем на кладбище Керепеши».
Далее их вела какая-то невидимая рука, считает Спасибенко. Ведь, действительно, из 14 кладбищ они сразу же, как окажется чуть позже, поехали на нужное. На фото фамилии не оказалось, но, пока Владимир его рассматривал, их небольшая делегация уже подъезжала к входу на кладбище Керепеши.
Оно на самом деле является Национальным пантеоном венгерского народа, где похоронены многие выдающиеся личности, например, герои венгерской революции 1848 года, в том числе вождь революции Лайош Кошут, знаменитые поэты, писатели и художники, жертвы подавленного народного восстания 1956 года, среди которых и казненный премьер Имре Надь, а также поставленный на его место Советским Союзом Янош Кадар…
Отдельный сектор занимают советские воинские захоронения. Стоит добавить, что кладбищу исполнилось 160 лет, оно утопает в зелени, а по его аллеям вдоль памятников и склепов, составляющих большую художественную ценность, можно прогуливаться часами…
На сравнительно небольшой площади, которую занимают советские захоронения, как оказалось, похоронены тысячи наших соотечественников. Могилы расположены ровными ухоженными рядами – и таких рядов много; в некоторых покоятся по двое красноармейцев, а кое-где есть и большие братские могилы, где похоронено по нескольку сотен человек.
Рассказывает Владимир Спасибенко: «Когда мы приехали, и я увидел эти ряды с одинаковыми надгробьями, у меня похолодело в душе: все, подумал я, здесь мы будем бродить часами и все равно ничего не найдем. А ведь это только одно из кладбищ, где мог быть похоронен дед.
Все же наша группа – а нас было четверо – распределилась по рядам, и мы пошли, вчитываясь в фамилии. И не прошло и десяти минут, как у меня снова все похолодело, но уже по другому поводу: я увидел фамилию и инициалы (отчество, правда, было указано неверно, но годы жизни совпадали). Я нашел его – то место, где вот уже 66 лет покоится мой дед!»
Владимир Спасибенко взял горсть земли с дедовой могилы и рассыпал ее здесь, на Кубани, над могилой своей бабушки Ксении.
И еще по его заказу над будапештской могилой кубанца будет поставлено новое надгробье…
Спасибенко вспоминает, что когда-то бабушка Ксения, отчаявшись найти могилу мужа через официальные органы, пошла к гадалке, и та предсказала, что могилу найдет член их семьи по имени Владимир. Все думали, что это будет сын Ксении Алексеевны, дядька героя нашего рассказа. Оказалось – внук, но тоже по имени Владимир…
Владимир Спасибенко попросил передать слова искренней благодарности жительнице Венгрии Виктории Немеш и первому секретарю Посольства РФ в Венгрии Владимиру Семидетко за оказанную помощь.
Смотрите также:
- 100 дней на «Дороге жизни». Кубанец вывозил жителей осажденного Ленинграда →
- «Мы никого не убьем!» Как немецкий солдат сдержал на войне свое обещание →
- Огонь на поражение (Дневники о Войне. Глава 2. Часть 2) →