Мифы
Учительница подсказала ученику на экзамене - и сразу же была препровождена в камеру. Авторитетный бизнесмен попросил врача принять его без очереди, а телефон стоял на прослушке. Врача выгнали с работы и судили: он посягнул на равный доступ граждан к лечению. Журналисты заметили, что министр в загранкомандировке жил не в стандартном гостиничном номере, а в двухкомнатном. Министр привселюдно долго доказывал, что в одной из комнат он проводил переговоры. А уж если чиновник посмел замолвить словечко за кого-то - вообще туши свет.
Если подходить с такой меркой, то сидеть должно все взрослое население нашей страны. Вопрос в том, что некому будет судить и охранять. У нас под коррупцией гордо подразумевают мелкие взятки (мягко именуемые поборами), которые большинство по кругу передает друг другу. Строитель дал врачу, врач - гаишнику, тот - начальнику, а с начальника «удержал» строитель при возведении ему дома. Это не болезнь, а ее симптомы, на которые уже никто не обращает внимания.
Широкое недовольство коррупцией - это миф, хотя соцопросы показывают обратное. Но, во-первых, проводить соцопросы там, где люди в норковых шубах ходят на митинги недовольных, а одетые в телогрейки - на митинги довольных, дело неблагодарное.
Во-вторых, человеку, конечно же, не нравится, когда ему приходится давать за то, что он проплатил налогами, но брать самому для него естественно. Три года назад наша редакция провела акцию. Всем желающим вручали наклейку о неучастии в коррупции, которую можно налепить на стекло машины, дверь дома или кабинета. Недавно повторили акцию. Отклик оказался куда слабее. Проще пристроиться, приспособиться, чем тратить силы на бесплодную борьбу.
Да и «профессиональная» борьба с коррупцией ей только на пользу. Она по сути своей несправедлива. Дело даже не в том, что нынешняя жизнь опустила врачей, преподавателей, военных и ту же милицию из элиты на дно общества и заставила выживать. Ежедневно мы читаем и слышим о задержаниях мздоимцев. Но реальное наказание получают единицы. Кто был недостаточно изобретателен, не имел покровителя, не сумел откупиться. Слабые звенья выпадают, а система только укрепляется.
Еще один миф-прикрытие : жуткая коррумпированность именно на Кубани. Его очень любят поддерживать московские журналисты и депутаты. Они только забывают напомнить, откуда коррупция на Кубани взялась. Да вы же, друзья, и завезли, когда в застойные годы в окружении домочадцев оккупировали наши курорты и ставили выделение фондов, техники в зависимость от теплоты приема.
Сейчас всякие канары и куршевели немножко подразгрузили нас от московских борцов с кубанской коррупцией, но столичный адмресурс продолжает обмениваться уже не на застолья и бани, а на благодатную землицу и санатории.
Если отбросить московскую составляющую, то, может, и жути не останется. Но если даже рекорд и чисто наш (московских товарищей не переспоришь), то с одной стороны он даже радует. Как говорили в застойные времена: чтобы жить не по средствам, их надо иметь. Если при таком коррупционном прессе мы на общем фоне живем лучше, то и с управлением у нас не совсем уж плохо.
Такой чудовищной коррупции, как в золотой век Екатерины, в имперской истории России, пожалуй, что и не было. А ведь до Алеутских островов дошли, население увеличилось вдвое. То ли за счет смены фаворитов и кланов, то ли какими иными способами, но мудрая императрица справлялась.
Мир оборотней
Коррупция была всегда и везде. Ученые выяснили, что еще в первобытном обществе доступ к женскому телу получал охотник, принесший добычу. Как в каждом из нас есть раковые клетки, которые в малых количествах тренируют иммунитет, а при бесконтрольном размножении убивают. К сожалению, мы имеем дело со вторым сценарием.
Несколько лет назад на всю страну прогремела история оборотней в погонах. Но потом термин забылся. Точнее, его неуместно применять к большинству. Ведь у наших бизнесменов 95% времени уходит на утрясание, отбивание, пробивание, разводки, стрелки, заминки, отмывки, откаты - словом, на защиту бизнеса, обеспечение его работы в ненормальной среде.
Из них бы вышли хорошие сотрудники спецслужб. Наши чиновники и менты (хотя их, наверное, стоит после переименования называть пентами) - это как раз бизнесмены. Они так и ищут - где бы, что бы, как бы... Необходимость заниматься положенными делами воспринимается с досадой и раздражением. Да и не умеют.
Знакомый отправился за границу делать пустячную операцию. На вопрос: «А уколы делать тоже будете летать?» - серьезно ответил: «Может быть. На врачей начали учить те, кто выучился за деньги». Несмотря на разгул высшего образования, трудно найти толкового журналиста, хотя дипломированных журналистов в десятки раз больше, чем при советской власти. Да и на чиновничьи престижные должности губернатору трудно подыскать настоящих профессионалов.
Квалификация растет только на ниве коррупции, ее даже начали называть цивилизованной, хотя воровство не может быть цивилизованным. А вот уровень организованности действительно вырос. Взятки дают через оффшоры. На все четкие тарифы: роды - 40, отмазка от армии - 90, экзамен - 4. Тебе не надо ходить по кабинетам. Конфликт с законом решат по всей правоохранительной цепочке: от участкового до судьи. Силовики не тупо берут деньги за крышу, а входят в бизнес в качестве партнеров.
Но чем удобнее оборотневая сторона жизни, тем сложнее и невыносимее лицевая. Повсюду вас будут мытарить до тех пор, пока вы не проплатите за удобную короткую дорожку. Именно поэтому заходят в тупик все благие реформы. Оборотни, чьим интересам они угрожают, либо волокитят их, либо доводят до абсурда. Руководитель крупнейшего нашего ТСЖ потратил немало часов, пока разобрался с новой квитанцией на оплату коммунальных услуг. Министр Голикова посетовала, что не может разобраться с письмом счастья из Пенсионного фонда.
Как и при раке, мы имеем симптомы других болезней, маскирующих смертельную. Разбиваемся, тонем, горим, взрываемся мы чаще других именно из-за все разъедающей порчи. Мы говорим «проклятый армянин» вместо «продажный следователь», «мерзкий русский» вместо «воровитый чиновник».
А в целом идет деградация, теряется конкурентная способность. Дико видеть на кубанских рынках цветы из богатой Голландии или морковку из Израиля, который входит в число пяти самых дорогих стран мира. А ведь накануне революции после трех лет изнурительной мировой бойни Россия была самодостаточной. Она могла полностью обеспечивать себя абсолютно всем: от носков до паровозов.
Безвозвратные потери
Говорят, что коррупцию можно быстро победить. Что быстро - вряд ли. В момент пересадить большое количество людей на бескрайних просторах из «лексусов» в «лады»… Но это обязательно случится. Либо исчезнет массовая, системная коррупция, либо она опять же исчезнет - только вместе со страной. Заживем по закону, по белому, без двойного дна. Хотя, как в каждой войне, есть и безвозвратные потери. Их не измеришь рублем, но они самые ценные.
26 лет назад я приехал на Кубань без денег и имущества. После трех лет очной аспирантуры в Москве иначе и быть не могло. Жили вчетвером в крохотной комнате без удобств с грудным ребенком на небольшую зарплату.
И никогда я не был так уверен в завтрашнем дне, никогда не испытывал такой душевный комфорт, как тогда. Я знал, что меня всегда выручат соседи, если не будет денег. Врачи вылечат, учителя обучат детей. Все были заряжены на добро, его было приятно делать.
Недавно в автобусе у водителя не оказалось сдачи с моей пятисотки. К концу поездки проблема утряслась, но сколько злобы вылилось из пассажиров, которых в принципе это никак не касалось. А ведь 20 лет назад никто бы и не подумал кричать: «Он специально с крупными ездит, чтобы билет не брать». Кинулись бы разменять, а то и просто отдали свой пятачок за проезд. Сколько раз помогали мне, сколько я. Что сегодня сделало людей такими? Да отсутствие человеческого отношения. Они устали от того, что в них видят не людей, а передвижные банкоматы и кошельки. От злобы, когда эти кошельки не открываются. И они передают злобу, выплеснутую на них.
Этот дефицит добра, человечности инстинктивно, на генном уровне чувствуют молодые. Они ностальгируют по неведомым старым временам, несмотря на телестрашилки. Они сходят с ума, совершают массовые самоубийства. И вот за уничтожение естественных человеческих чувств и отношений с порчей мириться нельзя, какие бы блага и облегчения она нам ни сулила.
Смотрите также:
- «Быть инвалидом - у меня такой роскоши нет». Как ветеран Чечни строит ферму →
- Жизнь на «авось». Все страшные истории не про нас →
- Модернизация в болоте невозможна →