До этого думалось, что снег в наших южных краях не пойдет. Но и он всполошил далеко не всех. Многие подумали: быстро сойдет. Так и получилось. Но второй, и куда более серьезный, снег вызвал лавину ДТП из-за летней резины.
И добро бы их участниками были небогатые владельцы убогой «классики», решившие сэкономить. Нет, в клинче на краснодарских улицах замерли непереобутые «мерсы» и «ауди», у владельцев которых и резина зимняя имеется, и денег полно, и помощники найдутся.
Не воспитано только чувство опасности, предусмотрительности, обстоятельности, боязни навредить ближнему. Неужели и дела в банках, фирмах, конторах, госорганах они ведут столь беспечно? Увы, да.
Когда украдут лошадей...
Перед новым годом отъезжал с краснодарского вокзала. Машину без проблем пропустили к зданию, рамка безопасности не работала. Сидящий возле нее милиционер на попытку вынуть телефон махнул рукой: «Проходи!» Естественно, никто не проверял багаж, да это и невозможно при большом наплыве пассажиров и низкой пропускной способности.
А ведь не прошло и года, как после взрыва в Домодедово порядок на вокзале наводили лично губернатор, мэр и прокурор края. Но испуг от руководящего пинка быстро прошел. Не иначе придется ждать очередного теракта, чтобы досмотр возобновился. По поговорке, конюшню запираем, когда украли лошадей, а крестимся, когда грянет гром.
Хотя и это происходит далеко не всегда. Наша газета написала о несчастном случае на стройке в крайцентре на улице Дзержинского, 54. Несколько рабочих упали с высоты, двое - насмерть. Несомненно, побывал здесь технадзор, инспекция по труду, прокуроры. И что же? Как не было, так и нет на заборе информации о застройщике, что само по себе грубое нарушение.
Но и без возможности дозвониться и посетить стройку прямо с проезжей части видно, что кладка кирпича продолжается без обязательных ограждений. Видно многочисленным начальникам из окон их авто, но… Наверное, двух трупов маловато, чтобы большим людям обращать внимание на такие мелочи. Вот когда бы разбилось человек двадцать и это дошло до Москвы…Тут бы все первые лица и ринулись разбираться. А так, может, повезет и достроят без жертв.
Списание катастрофой...
После крушения теплохода «Булгария» оказалось, что более двух тысяч таких же непригодных к эксплуатации судов бороздит российские водные просторы. Это по информации Генпрокурора Юрия Чайки после проверок. Только все ли проверили? Ровесники «Булгарии» возят детишек и по Кубани.
Нас заверяют, что совершенно безопасно. Пока не начнем тонуть, безусловно. Хорошо, что на Кубани штормов не бывает и до берега плыть недалеко. А то у нас, похоже, списание отжившей свой век техники производится катастрофой.
После гибели «ЯК-42» в Ярославле крупнейший обладатель парка этих самолетов - компания «Авиалинии Кубани» - принялась убеждать нас, что и после двадцати лет службы эти воздушные суда так же надежны, как и новые.
Дилетантам спорить с профи трудно, хотя владельцам куда менее сложных по конструкции частных автомобилей воспринять эту информацию на веру крайне сложно. Не говоря уже о том, что за столь долгий срок появились новые системы безопасности, снижающие возможность человеческой ошибки до минимума.
Потом было объявлено, что все «ЯКи» пока ставятся на прикол. Справятся «боинги». Но недавно летел в Сочи на том же «ЯКе»… Да и «боинги» наши не с нуля, пользованные, хотя появились они в нашем аэропорту с огромной помпой, как технический шедевр.
Мы позвонили коллеге, издающему «АиФ» в Ташкенте. Он рассказал, что в бедном на фоне России и нищем на фоне Кубани Узбекистане, от «ЯКов» отказались в начале двухтысячных, а следом простились и с другими могиканами советской авиации. Закупают новые самолеты, в том числе и самые современные гиганты.
А еще летом запустят скоростные электропоезда. Такие, как нам обещали, когда охмуряли Олимпиадой. Но пока с нашей железной дороги поступают лишь сообщения об остановках движения. На ладан дышит и единственная автодорога на Сочи. Но, авось, мы как-то перемахнем по этим ненадежным артериям олимпийский барьер, а к чемпионату мира по футболу опять будем слушать реанимированные байки про поезд, который доедет от Москвы до Сочи за 13 часов.
А если бы не младенец?
После того как в Брянске провалился в канализацию младенец в коляске, мэр Краснодара распорядился приобрести специальный робот и обследовать наши коллекторы. Диссонансом этому прозвучало заявление представителя нашего водоканала. В одной из газет оно было изложено в виде двух тезисов. Под тротуарами коллекторы не проходят, только под проезжей частью и зелеными зонами, и опасные участки мы заменили.
Короче, волноваться нет причин. Но младенец погиб именно в зеленой зоне. А проезжая часть еще опаснее тротуаров. По ней не только ходят, но и ездят. Старожилы помнят, как неподалеку от колхозного рынка провалился троллейбус. Да и чего всполошился мэр, если все так прекрасно? Не лучше ли вместо успокоительной лапши на уши обывателей внести изменения в программу развития нашего водопроводного хозяйства, поместив самым первым разделом «Безопасность». Тем более что канализация опасна не одними провалами.
Не так давно погибли от ядовитых паров в канализации двое рабочих. Да и четверть всей воды течет мимо дырявых труб. Это сотни тысяч кубометров. Гигантская река, которая неизбежно что-то подмывает.
Памятники «авось» установлены в наших городах на каждом шагу. В сейсмической зоне на одном гектаре не может проживать больше трехсот человек. Посмотрим с этих позиций на нашу точечную застройку. Прямо на обрывистом берегу Кубани известная фирма разметила заправку.
А в Сочи обрушилась набережная. Не уследили. Да и следили ли? Срок на выборной должности ограничен, вложения в инфраструктуру рядовым горожанам незаметны, на авторитет не работают. Вот и кидаются мэры по гнилым трубам и опасным грунтам мостить плитку и разбивать цветники. На наш век хватит, глядишь, обойдется, пускай потом преемники расхлебывают.
Так же, как все
На документальных кадрах Второй мировой американские маршалы все как один в касках. Ни одного нашего командующего в подобном головном уборе увидеть в хронике не довелось. Беспечность наших начальников не сегодня родилась. Но не из-за границы же они к нам приехали, а вышли из народа.
Просто их «авось» виднее, потому и спрос за него строже, но и мы-то ничем не лучше. Садимся под градусом за руль и трезвые ездим рисково. Мы чемпионы по пьянству, курению, наркоте, страшным бытовым пожарам, травматизму. Мы самовольно строим жилье в оползневых зонах и там, где на памяти нынешнего поколения от наводнения погибли тысячи людей.
Все страшные истории не про нас, а про кого-то другого. Пишу эти строки не как судья, а как соучастник. Недавно в очередной раз проиграл своему организму очередную битву за снижение веса, а ситуация критическая.
Такая расхлябанность, надежда на чудо, на личную везучесть из быта перекочевывает во все сферы жизни. В век научно-технического прогресса и социальных катаклизмов она становится смертельно опасной не для отдельного человека, а для общества в целом.
В будущем русскому «авось» места просто нет. Да и в настоящем это самый страшный наш тормоз. Аналога слову «авось» не удалось найти не то что в английском, а и в близких нам славянских языках, даже в братских украинском и белорусском. Хорошо бы, не стало его и в русском.
Впрочем, слово то прекрасное, историческое и ни в чем не виновато. Просто в скобочках рядом с ним в словарях должно появиться уточнение - устаревшее, вышедшее из употребления.