Фронтовые воспоминания о Великой Отечественной. Через все ужасы военных лет к сегодняшней реальности

Видео: youtube.com / Загружено пользователем Dodikyndrell

   
   

Краснодарка Зинаида Ермоленко, ветеран Великой Отечественной, отправилась на войну, когда ей только исполнилось 17. Миниатюрная красивая девушка прошла через все ужасы военных лет. Там же она встретила и своего будущего мужа.

Сегодня бывший бригадир женского отделения регулировщиков, обладательница 16 орденов и медалей вспоминает, как жилось представительницам слабого пола в войну. 

Немцы никого не щадили

- Зинаида Ивановна, сложилось мнение, что война началась неожиданно для граждан Советского Союза. Правда ли это?

- Так говорят сейчас многие. Но на самом деле уже с 1939-го года ходили разговоры о том, что война между Германией и Советским Союзом неизбежна. В мае 1941-го года обстановка была уже крайне напряженная.

Мы буквально сидели на узелках. В июне нас отправили на картошку, а когда вечером 22-го я вернулась домой, то увидела только свою мать. Мои братья ушли на фронт в тот же день.

Мы с мамой еще год оставались в родном Торжке. Спаслись в лесу. А через несколько месяцев и я ушла добровольцем на фронт. 

   
   

- Говорят, присутствие наших женщин на войне сначала не предполагалось…

- В 1942-м году мужчины уже начали цениться на вес золота. А потому «в дело» пошли и женщины. Меня отправили регулировщицей в Прибалтику. Все наше отделение состояло из молоденьких девчат, таких же, как и я.

Жить приходилось в землянках, из палаток соорудили баню, мылись хозяйственным мылом. Сразу же, как я пришла на фронт, мои длинные косы коротко обстригли.

Одежда тоже оставляла желать лучшего. Форма мужская, больших размеров. Рубашки со штанами приходилось ушивать, а с сапогами была просто беда. У меня нога очень маленькая, а выдали 42-й размер.

Кое-как нашла сапожника, чтобы перетянул мне обувь заново. 

«При Сталине порядка было больше»

- Зинаида Ивановна, не страшно было молоденькой девушке оказаться на войне?

- Конечно, страшно. Немцы постоянно нас обстреливали. Как-то раз мы шли по обочине, и налетели немцы. Многих тогда убили. Когда все затихло, мы начали помогать раненым.Нас, регулировщиц, учили оказывать первую помощь.

Подошла к одному солдату. Он стонал и просил воды. Я начинаю его поить, а у него все снизу выливается. Пополам разорвало. 

Я потом долго спать не могла, все этот ужас снился. От своих тоже раз досталось.

Наши никак не могли перебраться на другой берег речки, где на высоте засели фашисты. По­звали на подмогу авиацию. Но пока те собирались, наши уж прорвались, за ними и мы двинулись. И вот тут-то советские самолеты и налетели.

Как дали по нам! Полевая кухня через меня перелетела. Я в окоп нырнула. Хорошо, хоть быстро разобрались, что не по тем бьют. 

Никого не задели. Повар переживал, думал, у него вся еда из баков разлилась. Но все обошлось, крышки надежные оказались. Так что даже голод­ными не остались.

- Несмотря на то, что творилось вокруг, вы же оставались обычными людьми. Была любовь на фронте?

- Наша медсестра встречалась с одним солдатом. Любовь у них была. Как-то пошли они вдвоем в лес прогуляться, а вернулась она одна. Его «кукушка» (немецкий разведчик) с дерева сбил наповал. Вот так и кончилась эта любовь.

Кстати, со своим будущим мужем я тоже на войне познакомилась. Их часть из-под Москвы перевели к нам. Он был полит­работником, а я секретарем комсомольской ячейки.

Стою как-то, вешаю боевой листок. А тут он проходит мимо. Подошел, прочитал и начал разговор. Но ничего у нас тогда не было. Я даже и не думала, что он меня запомнил. В 1945-м домой отправилась. 

А он к новому году неожиданно приехал за мной. 

- Приходилось самой с автоматом на врага идти?

- А как же! Хотя, по большому счету, это случайно вышло. Иду от штаба в свое подразделение. Почудился мне какой-то шорох в кустах. Кинулась туда, а там немецкий разведчик.

Я на него автомат наставила: «Хенде хох!» И он, здоровенный детина, меня испугался. Так что доставила я его прямо в штаб обратно. Потом мне за это благодарность объявили.

- Сейчас мнение о Сталине неоднозначное. Одни считают, что благодаря его военному гению мы все-таки выиграли войну, другие думают, что из-за него она началась. А как тогда относились к главе Союза?

- Знаете, нам некогда было тогда в политические дебри лезть. Сейчас  я, конечно, не могу сказать, что Сталин был идеальным. Но при нем порядка было больше. Все его распоряжения выполнялись неукоснительно, не то что сейчас.

А ведь беспрекословное подчинение и вера - не последнее дело на войне. Хотя были моменты, когда из-за неправильных решений погибло много наших солдат. 

- А чего сейчас не хватает нашим руководителям и обществу?

- Твердости духа и дисциплины. Причем не только нашим руководителям, но и современным родителям. Нас воспитывали в строгости. 

В моей семье никто не курил, это было не принято. А сейчас современные подростки и пьют, и курят. Родители упустили. Им сейчас некогда - они деньги зарабатывают.

А из отпрысков вырастают тунеядцы и преступники. Избаловался народ. Не за тем потянулся. На словах у нас все хорошо… Плохо то общество, которое не заботится о стариках и детях. 

Я даже по себе сужу. Мы - ветераны войны - никому не нужны. Мероприятия, лозунги - это все показуха. А реальной поддержки не дождешься. 

К примеру, я живу у дочери, потому что в моей квартире из-за прогнивших труб жить невозможно. Квартиру мне не дают, дескать, два метра у меня лишние. И ремонта я, чувствую, так и не дождусь.

А ведь наш президент с трибуны очень печется о выполнении программы по улучшению жилищных условий участникам войны. Вот только на деле получается совсем по- другому…

 

 

Пусть о подвиге узнает каждый!

Присылайте нам истории из собственной жизни, а также рассказы о родителях, бабушках и дедушках, знакомых и соседях, которые пережили Великую Отечественную войну. Пускай о подвиге узнает каждый!

Ждем писем по адресу: 350020, г. Краснодар, ул. Красная, 180, а/я №31 или по E-mail: aifkrasnodar@gmail.com