Роман попал в автомобильную аварию 6 лет назад. Он мчался по трассе на большой скорости, внезапно колесо его машины лопнуло. Чтобы не выехать на встречную полосу, повернул руль, в итоге съехал в кювет и вылетел из окна.
«Это был, наверно, первый и последний раз, когда я не пристегнул ремень», - вспоминает Роман.
После трех лет, проведенных дома, жизнь Романа потихоньку вошла в привычное русло. Он женился, стал изучать программирование, подрабатывать. Сейчас Роман – администратор самого большого русскоязычного портала «disability.ru» для инвалидов. И кому, как ни ему, знать с какими трудностями сталкиваются колясочники, передвигаясь по городским улицам.
«Работая на этом сайте, я как бы держу руку на пульсе. Вижу, что и каким образом делают власти для людей с ограниченными возможностями в других странах, сравниваю, анализирую».
Для инвалидов делают много, проблема в том, что в этих действиях нет системы
На вопрос, доступен ли Краснодар для инвалидов, Роман отвечает:
«В Краснодаре для инвалидов делают довольно-таки много всего, но проблема в том, что все эти действия не систематичны, с довольно низким КПД, скажем так».
«Я живу, как видите в низине, около аквапарка. И, например, мне отсюда никак не подняться к дороге, наверх. Технически подъем есть, но на него нереально взобраться колясочнику. В город я выезжаю только на такси или на машинах друзей».
На подъеме сыпучий настил, он не дает нужной сцепки колес.
«В итоге колесо либо буксует на месте, либо коляску ведет в сторону и она может перевернуться», - говорит Роман и вертит правой рукой колесо.
На его руках я замечаю велосипедные перчатки. Они ему нужны для того, чтобы не заработать себе мозолей на ладонях. Ведь он постоянно крутит колеса. Спицы в колесах коляски закрыты оранжево-черной пластиной. Яркая пластина радует не только глаз, но и сохраняет спицы в целости.
Для сравнения – Венгрия
Роман немного проезжает вперед, но выше взобраться не получается – разбросанные камни не дают разогнаться.
«Сделали бы здесь ровную поверхность, перила с двух сторон, площадки для отдыха, я бы с удовольствием поднимался и спускался. Кстати, вот смотрите я спускаюсь, только на двух колесах, то есть приподнимаю немного коляску. Если опущусь на четыре, могу улететь в асфальт».
«Выходит, продукт-то есть, но им невозможно пользоваться. Даже людям с такой физической подготовкой, как у меня».
Роман уже третий год занимается настольным теннисом. И даже летал на международные соревнования в Венгрию.
«Другое дело в Венгрии. Когда я ехал от аэропорта до гостиницы, то с легкостью преодолел расстояние в 20 кварталов. При том, что за моей спиной был тяжелый рюкзак, а на коленях ноутбук. Поэтому я бы не смог согнуться, чтобы взобраться на бордюр. Но мне и ни разу не пришлось – на улицах были очень удобные, аккуратно сделанные съезды».
Пандусы нужны не только колясочникам
Каждая поездка в город, по словам Романа, для него, словно военная операция. Он буквально по минутам рассчитывает свои поездки. Планирует, как доедет, на чем и когда вернется. К тому же, перед каждым выходом из квартиры Роману нужно около часа разминать ноги.
«Если я этого не сделаю, то не размятые мышцы могут начать подергиваться. А прыгающие ноги колясочника это не очень эстетично», - улыбается Роман.
«Вот смотрите, здесь я заехать могу».
«А тут – нет. Приходится спрыгивать. А это довольно-таки опасно».
«Вот о такой несистематичности я и говорю. Смысл первого пандуса теряется, когда с конца тротуара ты уже не можешь съехать. Иногда приходится пользоваться помощью прохожих, либо спускаться на проезжую часть. А ведь инвалиды – это только один процент от населения. Маломобильные у нас и пожилые люди, и беременные женщины и женщины с колясками. И им всем нужны пандусы».
«Вот пандус у соседнего дома весь бугристый. Поднимаешься по нему и подскакиваешь. Было бы хорошо, если бы на нем стоял козырек. Тогда бы зимой не было бы наледи. Спускаться стало бы легче, колеса не скользили бы».
Автомобилисты, когда паркуются, об инвалидах не думают
«Вот удобный въезд к пандусу. Но тут припаркован автомобиль. И так у каждого дома. Порой, чтобы мне доехать, например, до своего подъезда, мне надо пересечь весь дом, чтобы найти свободный въезд. Машины везде. Автомобилисты, конечно, не думают об инвалидах, когда паркуют машины».
«Не люблю я эти кнопки вызова, - говорит Роман, когда мы подъезжаем к аптеке во дворе его дома, - Вот представьте, это то же самое, если бы вы взбирались в магазин, где метровые ступени и вам бы каждый раз предлагали помощника. Вы бы просто в следующий раз пошли бы в другой магазин. Есть такие кнопки и у аптек, которые вообще находятся у пивных ларьков. И неизвестно, сколько пива и других жидкостей на такие кнопки было пролито. Неприятно мне их касаться».
У подъезда Романа вообще очень узкий тротуар.
«Посмотрите, моя коляска еле протискивается».
«Из всех доступных для меня коммерческих зданий в моем районе только банк», - с сожалением в голосе говорит Роман.
«Коляски, как обувь, надо подбирать индивидуально»
Приносит неудобство инвалидам не только высокие пандусы, но даже их собственные коляски.
«Коляски, как обувь, надо подбирать индивидуально. А их выдают социальные службы, спустя рукава. Все коляски китайского производства, широкие, неудобные. Я все понимаю – федеральный бюджет ограничен. Но ведь такие коляски и ломаются быстро».
Роман поднимается по пандусу.
«Пандусы, необходимы везде. Они, как ступени, должны стать привычны».
Роман доезжает до лифта. Езда с препятствиями по двору на сегодня окончена.
«Здесь два лифта. В маленький мне тяжело залезть в коляске. А чтобы грузовой опустился мне нужно, чтобы кто-то поехал вверх на маленьком лифте. Один раз я так прождал сорок минут, пока в подъезд зашел человек. А когда я однажды решил поехать на маленьком, то еле-еле в него втиснулся, мне даже пришлось подпрыгнуть на коляске, в конечном счете я застрял».
Только вместе можно решить проблемы
«Инвалидам нужна сплоченность. Только вместе можно бороться с проблемами. А некоторые опускают руки, если нет у их домов удобных пандусов – они сидят в квартирах годами вместо того, чтобы написать письмо в прокуратуру. Им проще вести себя так, чем что-то предпринимать.
Японское метро в 70-х не было приспособлено для инвалидов, на что работники метрополитена, прямо как в России, отвечали: «Если будет нужно, вам помогут работники метро». Тогда инвалиды выбирали один день в году, и выбирались в метро. Работники метрополитена добросовестно спускали их вниз. Но с каждым годом инвалидов было все больше, а коляски становились тяжелее. И однажды один из инвалидов заявил, что будет ждать, пока его друзей спустят и не отъезжал от дверей вагона метро. В итоге движение в метрополитене было парализовано на 2 часа. После этого в токийском метро появились пандусы. Поймите, нам в России не хватает сплоченности. Ведь проще ругать власть и самим ничего не делать», - уверен Роман.
Когда Роман выбирается в город, он бывает в пивных барах. Ведь он футбольный болельщик.
«Так вышло, что в прошлый раз я смотрел футбольный матч с Александром Ткачевым. Мы познакомились, я рассказал ему вкратце о проблемах инвалидов. Он попросил меня организовать встречу с инвалидами-активистами, чтобы обсудить это. Он обещал, что диалог с людьми, которые отвечают за доступность инфраструктуры и транспорта в Краснодаре для инвалидов, непременно состоится.»
Смотрите также:
- Автостопом на коляске. Как победить болезнь и проехать от Крыма до Сахалина →
- Как найти принца, если вам за 30? →
- Грани жизни →