Только в Краснодар ежедневно въезжает более 200 тысяч автомобилей. В самом краевом центре зарегистрировано еще 360 тысяч автомобилей. Конечно же, при увеличении транспорта в полтора раза, пробки неизбежны. В итоге дорога занимает несколько часов.
Проблему могло бы решить развитие общественного транспорта. Но автобусы не останавливаются в каждой станице, а электрички и вовсе сокращают. Люди становятся заложниками транспортной политики в регионе.
Автобусы берут штурмом
Елена Иванцова живет в станице Холмской Абинского района. Ездить на работу в Краснодар приходится каждый день, но собственной машины нет. На дорогу тратит четыре-пять часов. И ехать-то не больше 60 км, но ремонты и огромное количество машин на въезде-выезде в столицу Кубани, и как следствие, огромные пробки, удлиняют время в пути в два раза.
- Добираться в город и обратно домой большая проблема. Приходится рассчитывать только на проходящие автобусы или попутки. Не каждый остановится и подберет пассажира. Автобусы часто идут полные. В пятничный вечер, чтобы уехать, приходится чуть ли не преграждать собой путь транспорту. Желающих уехать огромное количество, - рассказывает девушка.
Обходится путешествие на работу и обратно недешево. К примеру, проезд со станицы Холмская до Краснодара в прошлом году стоил 80 рублей. Сейчас поднялся до 100 рублей. Причем не всегда получается доехать прямо до города. Водители на попутках часто уходят на объездную дорогу, и в Краснодар не заезжают. В итоге приходится отдавать 100 рублей, выходить в Энеме и ждать маршрутку до города. Это еще от 22 до 25 рублей. В Краснодаре снова нужно заплатить за проезд до офиса – 17-19 рублей. Умножаем все на два.
Вдобавок, если возвращаешься в родную станицу после шести часов, приходится брать такси до дома или ждать транспорта минут 50. Маршрутки вечером в селах практически не ходят.
Итог неутешительный - в день за дорогу часто приходится отдавать до 350 рублей. В неделю – 1750, в месяц сумма может достигать 7 тысяч рублей. И это еще не предел. Цены на бензин растут не по дням, а по часам, дорожает все. А значит, можно вскоре ждать дальнейшего повышения стоимости проезда. В итоге, работать в городе становится все невыгоднее и тяжелее. Приходится тратить уйму личного времени и денег. Но поскольку рабочих мест в сельской местности по-большому счету не добавляется, выбор у жителей станиц небольшой. Или дома работать за гроши, или терпеть неудобства при поездке в город.
В такой ситуации многие ставят себе цель жизни – приобрести автомобиль, чтобы добираться в город, а за счет попутчиков оплачивать расходы на бензин. Но опять незадача. Увеличивая число автомобилей на трассе, мы тем самым еще больше усугубляем дорожную ситуацию и вязнем в новых пробках. Ведь на строительство новых дорог, развязок власти пока не спешат раскошеливаться. В итоге все трассы в крае перегружены донельзя. И не только в курортный сезон. Движению мешают и многочисленные островки дорожного ремонта, которых с наступлением осени стало еще больше. К примеру, из Краснодара до станицы Холмская есть три проблемных места. На каждом приходится потерять приличное количество времени.
А есть ли альтернатива?
Между тем, за границей практика работы в крупных городах, а проживания в сельской местности существует уже много десятков лет. Но там жителей выручают электрички, пригородные поезда.
- Был в Италии, там люди активно пользуются электричками, благо их там очень много. По всем направлениям поезда ходят довольно часто. Не как у нас, четыре состава в день по некоторым направлениям. Да и скорость они развивают приличную. Обычные электрички ездят со скоростью 150 км в час, скоростные – 250 км в час. Останавливаются тоже на всех остановках, так что доехать можно до любого населенного пункта. Для сравнения - обычный электропоезд из Модены в Милан преодолевает 200 км за три часа. Из Краснодара до Ростова тоже чуть больше 200 км, но электричка идет пять с половиной часов. Почувствуйте разницу! – говорит житель Краснодара Олег Житников. – А вот личным транспортом там пользоваться дороговато. Везде платные дороги. Но есть альтернатива, и люди не страдают.
В нашем регионе также развита сеть электричек по всем направлениям. Но расписание порой составлено таким образом, что воспользоваться этим видом транспорта просто нереально. Например, последний пригородный поезд в сторону Новороссийска уходит в 17.20. Естественно, идет полупустым. Львиная доля трудоспособного населения в это время еще на работе.
В сторону станицы Кавказской, Усть-Лабинска, Армавира, есть электрички на 17.55. Впрочем, эти варианты также трудно назвать приемлемыми. Чтобы успеть, надо заканчивать работу не позже 17.00. Такой график мало кто может себе позволить. В свете этого очень странно звучат заявления дорожников об убыточности данного вида транспорта. Из-за этого количество пригородных поездов постоянно сокращается. В этом году, по информации СКЖД, их стало меньше на 16 составов. Однако пересмотреть неудобное расписание, сократить получасовые стоянки на станциях, улучшить условия проезда в вагонах, похоже, никому не приходит в голову.
Все видят, что транспортная петля вокруг Краснодара сжимается все туже. Власти неоднократно говорили о намерении продвигать общественный транспорт. Но пока усложнили жизнь владельцам личного автотранспорта с «помощью» платных парковок, эвакуаторов и нехватки мест для стоянки. А альтернатива где?