Тест, медполис, патент. Как живут и работают трудовые мигранты на Кубани

Алина Менькова / АиФ-Юг

В Краснодарском крае квоту на привлечение трудовых мигрантов в 2015 году не сокращают и не отменяют. 

   
   

«Для работодателей, желающих сотрудничать с иностранными гражданами, у которых есть виза, как и прежде, необходимо получать квоту. Для «безвизовых» иностранцев с 1 января 2015 года вводится новый порядок трудоустройства: оформление патента», – прокомментировали в департаменте труда и занятости населения Краснодарского края. 

Но, чтобы получить патент, нужно успешно сдать обязательный комплексный экзамен по русскому языку, истории России и праву. Это нововведение начали внедрять с начала года.

О тестах

В холле Краснодарского центра изучения русского языка и культуры ожидают окончания экзамена родственники и друзья мигрантов. Каждый из них переживает. Тестирование по русскому языку, истории и праву проходит каждый день в 11 часов. В группе от 20 до 24 человек. 

В одной группе учащихся от 20 до 24 человек. Фото: АиФ-Юг/ Алина Менькова

«Одни сдают экзамен, чтобы получить работу, другие – разрешение на проживание, третьи – вид на жительство, – говорит директор краснодарского центра изучения русского языка и культуры «Международное сотрудничество» Анна Малова.

Сертификаты трудовых мигрантов. Фото: АиФ-Юг/ Алина Менькова

Соответственно и проходной балл тоже разный. Если для трудящихся это 60%, то для тех, кому нужно разрешение на временное проживание или вид на жительство он значительно выше – до 80%. Те мигранты, которые хотят в России только работать, пишут тест полтора часа. Те же, кто собирается жить уже, 2,5 часа.

«Результаты тестирования будут вывешены на нашем сайте уже завтра. А вот сертификаты выпускники получают в течение 10 дней», – продолжает Анна. 

   
   

Из кабинета выходит одесситка Ольга. Улыбается, говорит, что тест был совсем несложным.

«Для русскоговорящих людей тесты просты. Единственное, раздел по праву, надо было лучше подготовиться. ЧП, ИП… многие нюансы я не знала».

Ольга говорит, что тест был несложным. Фото: АиФ-Юг/ Алина Менькова

А вот вопросы по истории, по словам Ольги, легкие. Анна Малова комментирует:

«Зачем все усложнять? Вопросы по истории элементарные. Давать в полном объеме информацию нереально, у многих учеников даже лексического запаса не хватит, чтобы понять некоторые исторические факты».

Анна Малова: «Сроки на оформление документов предельно сжали». Фото: АиФ-Юг/ Алина Менькова

Срок с момента въезда до получения разрешения на временное проживание всего 30 дней. За это время мигранту нужно успеть получить сертификат, пройти медобследование, а также сдать документы на патент. 

«За 30 дней не говорящему по-русски мигранту получить сертификат нереально. Он просто не успеет выучить всю программу русского языка. А к нам приходили мигранты, которые не могли даже свое имя по-таджикски написать – кружочки и палочки», – разводит руками Анна.

О патентах

По официальным данным УФМС России по Краснодарскому краю, за 2014 год оформлено более 70 тысяч патентов для мигрантов. Из них документы получили около 30 тысяч узбеков, более 14 тысяч армян, 11 600 таджиков. Данных за первый месяц 2015 года еще нет.

За последний год всего троим было отказано в выдаче патента.

«Мигрантам не позволили получить документ неутешительные результаты медицинских обследований», – сообщили в краевом УФМС.

Мигранты возмущены повышением платы за патент. Фото: АиФ-Юг/ Алина Менькова

Патенты выдаются на срок от одного месяца до года. Большинство мигрантов возмущены – стоимость патентов увеличилась от 1200 до 4 тысяч рублей. 

«Только одни траты. За страховку отдай, за обучение отдай, за патент отдай. А где деньги брать? Придется тоже домой возвращаться», – говорит мигрант из Таджикистана Олег.

«Я пока собираюсь искать работу, живу на деньги от накоплений. Надо уметь копить. Всякое в жизни бывает», – рассказывает одесситка Ольга.

О работе она пока и не думала, но говорит, что в городе у нее много знакомых. Надеется, что проблем с трудоустройством не возникнет.

«А регистрацию планируете получать в дальнейшем?» – спрашиваю у нее.

«Нет, в Одессе у меня недвижимость – я не хочу все потерять». 

О медицине

В Краснодаре трудовых мигрантов принимают бесплатно только при наличии страхового полиса.

«Мигрант может получить помощь в том лечебно-профилактическом учреждении, которое находится на территории его временного пребывания, – рассказывают в управлении здравоохранения Краснодара. – Также принимает мигрантов клинический противотуберкулезный центр на Таманской, 125».

Приобретение страхового полиса стало обязательным для трудовых мигрантов, чтобы избежать поддельных справок. Страховка дает возможность не только проверить информацию, но и назначить лечение нуждающимся. Кроме того, нововведение направлено на снижение уровня нагрузки на краевой бюджет.

Добровольное медицинское страхование включает в себя помощь при госпитализации, поликлиническую, неотложную, стоматологическую помощь, компенсацию расходов на медикаментозные средства. Оформить полис можно в любой страховой компании. Стоимость полиса ДМС для трудовых мигрантов варьируется от 500 до 12 тысяч рублей, в среднем это от 3000 до 7000 рублей. Цена зависит от выбранной страховой компании и сети клиник, от пола, возраста и состояния здоровья клиента, сферы его деятельности (наличиеотсутствие в работе риска, вероятности профессиональных заболеваний), от перечня услуг, входящих в продукт.

«Я пока нигде не лечился. Но знакомые разные истории рассказывают. Даже без полиса у кого-то все отлично, принимают бесплатно. Где-то просят деньги. Везде человеческий фактор, все зависит от того, какой врач тебе попадется», – рассказывает мигрант Иракли.

После получения сертификата он планирует взять патент на год.

«Я хочу остаться жить в Краснодаре, думаю, проблем с работой у меня не возникнет даже в условиях кризиса».

У Иракли высшее техническое образование.

Мигрант Иракли: «Все зависит от того, какой врач тебе попадется». Фото: АиФ-Юг/ Алина Менькова

«Я уже прошел медкомиссию, оформил полис. Везде меня должны принимать бесплатно, но пока ни на что не жаловался, поэтому в больницу не ходил. Вот сдал экзамен. Дождусь результатов и тогда уже буду дальше планировать», – рассказывает мигрант Фахад. 

Фахад хочет работать в России, несмотря на кризис. Фото: АиФ-Юг/ Алина Менькова

Сейчас он снимает квартиру, оплачивать ее помогает знакомый. Единственное, о чем думает сейчас Фахад, о работе.

«Поскорей бы все решить! Я хочу работать на стройке. Предложения есть для меня пока. Хотя слышал, что говорят другие мигранты. Все плохо, рабочих мест не будет, а если будут, зарплаты маленькие, мы уедем. Курс рубля пугает. Но я приехал и что же теперь обратно уезжать, когда уже все практически сделано?»

«Я оформила полис и без проблем меня приняли в поликлинике недалеко от моего дома. Взяла талончик, прошла все бесплатно. Главное – не тянуть, быстренько все оформить», – говорит уроженка Таджикистана Адлия.

Справка
В Краснодаре работодатели уже подают меньше заявок на привлечение иностранных работников. На 2015 год заявлено 3918 квот для визовых мигрантов. Это на 34 % меньше, чем в 2014 году.

На 300 барашков двое рабочих

Предприниматель Ваид ждет свою жену – она тоже сдает экзамен.

«Когда жена, гражданка Узбекистана, рожала, нас нигде не принимали. Приняли только на платной основе. Полиса не было».

У Ваида с гражданской женой уже трое детей, но только сейчас, они решили узаконить отношения.

«Я отправил жену сюда, потому что только после сдачи экзамена можно будет получить вид на жительство и пожениться».

Сам Ваид живет в Краснодаре с 1990-го года, имеет свой бизнес. 

«Я лечусь без проблем. С 1990 года у меня страховой полис, меняю только, когда нужно. Конечно, за столько лет я обзавелся знакомыми. Сейчас с оформлением документов для мигрантов все гораздо сложнее, чем было раньше. Сложнее и затратнее. Только за прохождение медкомиссии жены заплатил около 25 тысяч рублей».

Ваид говорит, что раньше с оформлением документов дело обстояло проще. Фото: АиФ-Юг/ Алина Менькова

Ваид расстроен и из-за кризиса. По хозяйству, где 300 барашков, помогают только двое рабочих.

«Было шесть, остальные уехали на Родину – в Узбекистан. Цены поднялись, а зарплату-то я еще не поднимал. Им стало сложно, я их понимаю. Сейчас, конечно, придется повысить зарплаты, чтобы эти работники остались, да и новых надо взять – не хватает рабочей силы. Все зависит от доллара, понимаете? Мы сейчас даже договоры с партнерами на июнь заключаем без цен, потому что не знаем, как и что будет».

Ваид встречает жену у двери – экзамен она сдала, теперь осталось узнать результаты.

«Хочется вас как журналиста попросить – напишите, что очень много бумажной волокиты и мало времени для мигрантов на оформление всех документов. Пусть это упростят», – просит Ваид, и они с женой уходят.

В интересах мигрантов

С этого года работодатели могут сами регулировать количество привлекаемых иностранных работников. 

«Работодателям теперь не нужно заниматься оформлением разрешений на работу, но они должны контролировать направление иностранным работником необходимых документов в ФМС», – комментируют в департаменте труда и занятости населения края. 

Если информация в ФМС не поступит – патент аннулируется. Точно также работодателю придется контролировать сроки оплаты аванса за патент, ведь если работник внесет его несвоевременно, то патент также аннулируется. Работодатель, который не будет это контролировать, окажется в ситуации, когда у него будет работать человек с заведомо недействительным документом. Плюс работодателю придется контролировать продление срока временного пребывания иностранца в России.

На вопрос, не уйдут ли в связи с кризисом все рабочие в тень, в департаменте отвечают:

«Получение права работать в России в интересах мигрантов. Новые требования вводят их в новое законодательное русло. Сейчас за нелегальное трудоустройство введены крупные штрафы и такая мера наказания, как закрытие въезда на 10 лет. Это существенный срок, он занимает где-то 30 процентов от трудоспособной жизни. Каждый сам примет решение: закрыть себе дорогу в Россию или все-таки соблюсти закон.