«Передо мной дорогие моему сердцу фотографии, - пишет Розалина Варавина. – Я люблю их время от времени рассматривать и вспоминать былое. Запечатлены на них мои любимые люди, моя родня…»
Их сватали пули
«Самой любимой моей фотографии нет, я ее затаскала в детстве. Носила с собой всюду и хвасталась:
«Это мои крестные – ма Рая и па Толя, они фрицев били».
«Ух ты», - вздыхали мальчишки, и меня от гордости распирало.
А ведь, на первый взгляд, ничего героического на том снимке не было. Сидели на полянке и улыбались друг другу два молодых бойца: он и она. А вокруг цвели тюльпаны. Зато хорошо сохранилась другая карточка, на которой стоят они плечом к плечу, руки по швам: старший лейтенант Анатолий и сержант медицинской службы Раиса. На обратной стороне каллиграфическим почерком дяди написано: «Фотографировались 6 июня 1944 года». В этот день, под свист пуль и взрыв снарядов, они поженились, хотя встретились еще в начале войны, под Одессой.
«Она мне понравилась сразу, - любил вспоминать дядюшка. - Эта маленькая хрупкая девушка выносила с поля боя раненых, выхаживала, казалось бы, безнадежных. И при этом в сложных полевых условиях ухитрялась быть подтянутой и опрятной. Слыла в полку девушкой строгой. Подступиться к ней было невозможно. Не принимала ни цветов, ни других знаков внимания».
И все же молодой лейтенант с необычной фамилией Ящик завоевал ее сердце: мужеством в бою, кротостью в общении, черными кудрями, голубизной глаз и стыдливым румянцем.
«Рдел при встречах, словно красна девица», - замечала с улыбкой моя любимая тетушка.
По воспоминаниям фронтовых друзей, свадьба была недолга. Вместо фаты сплели подружки невесте венок из полевых цветов, да чарочку молодым поднесли. Их сватали пули, обогревала плащ-палатка, свадебным путешествием были фронтовые дороги, приведшие сначала в Прагу, потом в Берлин. Там довелось молодоженам служить и после долгожданной Победы. Память об этом – фотография, надпись на которой гласит: «Снимок сделан 20 сентября 1945 года на мосту через автостраду Берлин - Москва».
Святой день
В 1948-м их демобилизовали, и они приехали жить на Кубань, откуда тетя Рая родом. На груди фронтовиков красовались ордена Красной Звезды, Отечественной войны и медали, в том числе «За взятие Берлина». Оба устроились на работу на станции Тихорецкая: он - в отдел кадров Северокавказской железной дороги, она - в санэпидемстанцию. Поселились на улице Чернышевского, у старшей сестры Раи Тони и ее мужа Коли. Вскоре у супругов Ящик родился долгожданный сын Виталий, со временем он станет военным, как отец.
По праздникам собиралась в нашем доме вся родня: дедушка Трофим и бабушка Дуня, вернувшиеся к этому времени после реабилитации с Урала, куда их выселяли как семью зажиточных казаков, их младшая дочь Мария с мужем Василием Бончуковым, бывшим военным летчиком, обладателем двух орденов Красной Звезды и медали «За отвагу» и, конечно же, мои родители Николай и Антонина Веретенниковы, ковавшие победу в тылу. Папа, имея бронь помощника машиниста, охранял на бронепоезде «Тихорецкий железнодорожник» ворота на Кавказ, а мама, досрочно окончив курсы медсестер, помогала выхаживать раненых солдат в больнице, оборудованной под госпиталь. Оба они получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Когда 9 мая до Тихорецка дошла весть о долгожданной Победе, папа повел маму, сестру и меня в фотоателье. Там в этот святой день сделали снимок. Я была совсем крохой, но запомнила хорошо... Взрослые пели песни, а мы, дети, носились по двору, размахивая палками, как саблями, и орали: «Ура! Мы победили!».
Никого, кроме тети Марины, из моих родственников уже нет в живых, но каждый оставил после себя добрый след на земле: многочисленное потомство и память…»
Смотрите также:
- «Не волнуйся, мама, я ушел на фронт». Такое письмо написал 13-летний парень →
- Дети о Великой Отечественной войне и священном подвиге своих родных →
- Великая Отечественная война: священный подвиг →