Гость из космоса. История «звездного» автографа Юрия Гагарина

Та самая памятная фотграфия с первым космонавтом. © / Из личного архива

«Этой фотографии более полувека. Сделана она в знаменитом пионерском лагере «Артек», я там работала пионервожатой, - пишет наша читательница Нина Алексеева. – Хорошо помню тот солнечный июньский день 1964 года. Я только уложила свой неугомонный отряд на тихий час, именуемый артековцами «абсолютом». В лагере воцарилась абсолютная тишина. И вдруг нас, вожатых, вызвала директор нашей дружины «Горная» и сообщила, что позвонили из управления: в «Артек» приехал Юрий Алексеевич Гагарин!»

   
   

Кто приехал?

Вернувшись в отряд, мы с жаром стали обсуждать новость. Наше волнение не ускользнуло от «спящих» ребят. Мальчики спросили, что случилось. Несмотря на наказ директора молчать до конца «абсолюта», я не вытерпела... Что тут началось! Все соскочили с кроватей, окружили меня, загалдели. На шум прибежали девчонки. Еле я их успокоила, усадила на кровати и провела импровизированный сбор. Предложила ребятам вспомнить, каким им запомнился день 12 апреля 1961 года.

Мои 13-14-летние пионеры, приехавшие в лагерь из разных уголков необъятной страны, рассказывали о том, как 3 года назад они узнали о полете в космос первого человека Земли. Как гордились тем, что это был наш, советский человек, летчик, майор Юрий Гагарин. Вспоминали, какое это было ликование, радость и гордость за победу нашей науки. Во всех городах, поселках и деревнях проходили митинги. На уличных столбах из репродукторов весь день гремела музыка. Каждые полчаса диктор Левитан рассказывал биографию 1-го космонавта, подробности его полета и благополучного приземления. Праздник был поистине всенародный!

Вдруг кто-то из мальчишек предложил пойти прямо сейчас всем встречать Гагарина. Я испугалась: за уход отряда с тихого часа меня по головке не погладят. Но и мне самой не терпелось увидеть космонавта. Решили выбрать 3 представителей от отряда (по одному от каждой комнаты). Выбор пал на ребят из далеких регионов и небольших поселений. Был в отряде пионер Миша (не помню его фамилию), он очень-очень просил взять и его. Но я возражала: ведь он москвич и еще может увидеть Гагарина в столице. Миша так сильно расстроился, что отзывчивые ребята дрогнули, включили в делегацию и его.

Встреча соседей

С букетом роз, которые нам срезал садовник, мы подошли к гостевому корпусу лагеря «Морской». Там уже собрались вожатые этой дружины и взяли космонавта «в плен». Он с первой минуты расположил к себе неотразимой улыбкой. Прибежал артековский фотограф. Гагарина посадили на стул, а вожатые окружили его плотным кольцом. Мы, вручив букет, пристроились на земле. Только Миша не садился – щелкал своим фотоаппаратом.

Вдруг Юрий Алексеевич спросил: «Миша, почему же ты не садишься?».

   
   

Сначала я подумала, что ослышалась.

Но когда мой пионер ответил: «Сейчас, дядя Юра, сяду, только ребят сфотографирую», - я лишилась дара речи.

Подумала: «Ничего себе, нашел дядю!»

Миша, наконец, сел (на фотографии он у самых ног Гагарина). Дождавшись окончания фотосессии, мы кинулись расспрашивать, откуда его знает Гагарин?

«Мы живем по соседству», - скромно ответил мальчик.

И тут я вспомнила, как заполняя вожатский дневник, записала его адрес: Москва, Звездный городок. Распространяться по поводу места жительства Миша тогда не стал, лишь сказал, что его родители там работают. Теперь с особой теплотой он стал рассказывать, какой замечательный человек его сосед Юрий Алексеевич: веселый, внимательный, как любит он детей. Из поездок по СССР и другим странам всегда привозил сувениры, игрушки, значки, щедро раздавал всем ребятам. Несмотря на огромную занятость, часто бывал в школе Звездного городка, интересовался их учебой, успехами в спорте.

Навсегда молодой

После ужина все артековцы собрались на Костровой площади. Появление Гагарина встретили бурными аплодисментами. А он подошел к микрофону, постучал по нему и вдруг спросил:

«Ребята, вы любите петь?».

«Да», - закричали с трибун.

«Давайте споем нашу космическую песню».

Под аккомпанемент баянистов он запел популярнейшую в то время песню «14 минут до старта», а 5-тысячный хор артековцев подхватил припев: «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы!».

Юрий Алексеевич рассказал нам о своем полете, о том, как красива наша планета. Как важно закалять волю, заниматься спортом. Выразил надежду, что кто-то из ребят обязательно полетит в космос, а может, и на другие планеты. Потом были спортивные соревнования по «Снайперу» - любимой артековской игре. Гагарин был главным судьей. Победители получили награды из его рук: медали и дипломы «Артека». Уже совсем стемнело, но пионеры никак не хотели отпускать космонавта, всем хотелось получить его автограф. Ребят было слишком много, договорились, что космонавту передадут артековские открытки, а он их подпишет. Памятные открытки вместе с фотографией получили многие пионеры той незабываемой смены. Хранится такой автограф и у меня.

И еще один забавный случай мне помнится. В «Артеке» Гагарин осваивал водные лыжи. Однажды на пляже, наблюдая за купанием ребят, мы с напарницей-вожатой стояли на краю пирса. От гостевого корпуса отошел катер. Когда он приблизился, мы увидели, что за ним, держась за трос, мчится на лыжах Гагарин.

Неожиданно для себя я крикнула: «Юрий Алексеевич, привет!»

Он тоже крикнул: «Привет, девчата!».

Подруга чуть с пирса не свалилась: «Ты что, его знаешь?!»

«Да кто ж его не знает, его весь мир знает!» – смеясь, ответила я.

За 3 года работы в «Артеке» мне еще раз посчастливилось встретиться с Юрием Алексеевичем. Было это летом 67-го, за полгода до его гибели.… Полный сил и энергии, он рассказывал, что готовится к новому полету в космос. Таким он мне и запомнился: молодым, жизнерадостным, удивительно простым и обаятельным человеком».