«На работе мне устроили бойкот». Как себя чувствуют русско-турецкие семьи

Максим Кармаев / АиФ

На большой ежегодной пресс-конференции президента России Владимира Путина, которую он дал 17 декабря, не мог не зайти разговор о Турции.

   
   

«С действующим турецким руководством, как показала практика, нам сложно договориться или практически невозможно. Даже там и тогда, где и когда мы говорим «да, мы согласны», они сбоку или в спину наносят нам удары, причем по непонятным абсолютно причинам. Поэтому на межгосударственном уровне я не вижу перспектив наладить отношения с турецким руководством, а на гуманитарном – конечно. Хотя и здесь есть проблемы», - отметил президент.

И если первое - дело в основном политиков, то «гуманитарный» уровень затрагивает всех и каждого, и особенно интернациональные семьи. «АиФ-Юг» узнал, как сегодня чувствуют себя в Краснодарском крае русско-турецкие супруги.

«На работе коллеги устроили бойкот...»

Первые дни после инцидента со сбитым над Сирией российским СУ-24 жительница Краснодара Анастасия называет «черными», потому что для ее семьи это стало настоящим испытанием. Вот уже десять лет Настя замужем за турецким строителем Суатом, пара воспитывает двух детей.

Супруги познакомились в студенческие годы в одном из краснодарских кафе. Какое-то время встречались, потом речь зашла о свадьбе. И все равно сердце у Насти было «не на месте». Каждый раз, когда Суат уезжал на родину, существовала вероятность, что он уже не вернется: или работу найдет лучше, или родители подыщут невесту. К слову, Настя ислам так и не приняла.

«Меня и не заставляли, - говорит она. - Советовались с имамом, и он сказал, что принимать религию нужно лишь в том случае, если к ней лежит сердце».

   
   

После свадьбы супруги остались жить на Кубани, а в Турции гостят изредка.

До сбитого турецкими военными Су-24 ни Настя, ни ее муж никогда не сталкивались в Краснодарском крае с неприятностями. Но картина резко изменилась буквально на следующий день.

«На работе мне неожиданно устроили бойкот, - вспоминает Настя. - Коллектив у нас женский, сотрудницы, не стесняясь, вслух начали обсуждать моих родителей - мол, как они могли выдать свою дочь за турка!»

Настя приходила домой и по вечерам плакала. В это время миграционная служба начала проверку документов у граждан Турции, находящихся на Кубани.

«Хорошо, что этим летом я заставила Суата оформить вид на жительство. Сколько лет он живет в России, но заниматься документами не хотел - все ему лень было! - говорит Анастасия. - Некоторых его знакомых, у кого не было документов, отправили на родину».

Переживали и родители супругов с обоих сторон. Турецкие звали к себе, а русские боялись, что Суату придется оставить семью.

Особенно переживала Анастасия за детей, но, к счастью, их ровесники не обижали. Скоро улучшилась ситуация и у нее на работе.

«Я не жаловалась директору, видимо, до нее просто дошли слухи о непростых отношениях в коллективе. Тогда она поговорила с некоторыми сотрудницами, другие сами ко мне подошли и извинились».

Интересно, что до охлаждения русско-турецких отношений Суат был сторонником президента Реджепа Тайипа Эрдогана, но теперь он не знает, что и думать.

«Каждый день после работы муж садится к телевизору, сначала смотрит российские новости, потом - турецкие каналы и хватается за голову. Об одном и том же событии рассказывают совершенно противоположное», - говорит Настя.

Приедет или не приедет?

В тот момент, когда вся страна обсуждала новости про сбитый Су-24, жительница Кубани Нина готовилась лечь в роддом. С отцом ребенка - турком из Антальи Неждетом - год назад познакомилась в социальных сетях. За плечами у Нины - неудачный брак и маленький сын, которого пришлось растить в одиночестве, не полагаясь даже на алименты. Поэтому, когда познакомилась с серьезным и заботливым Неждетом, неожиданно снова поверила в счастье.

Однако случилось непредвиденное обстоятельство - беременность. А оформить брак, для которого требуется ряд бюрократических формальностей, пара не успела. Почти все время Неждет находился на родине - зарабатывал деньги, а Нина терпеливо его ждала.

«В роддом ложилась на грани истерики, ведь, чтобы заключить в дальнейшем брак, надо, чтобы Неждет записался в свидетельстве как отец ребенка, а для этого ему надо приехать на Кубань. В это время пошли новости о санкциях и о том, что Россия введет визы для граждан Турции», - рассказывает Нина.

К чести Неждета, на его чувства охлаждение отношений между двумя странами никак не повлияло. Он продолжает заваливать Нину комплиментами в социальных сетях и именовать родившегося сына «моим львом». На странице Неждета - фотография-коллаж, на которой флаги Турции и России находятся рядом.

По словам экспертов, это важный знак, потому что для восточного человека символы имеют важнейшее значения, а для турецкого гражданина изображение флага его страны сакрально. И если рядом - российский флаг, значит, это значение переносится и на него.

Сейчас у Нины только один повод для беспокойства - пустят ли Неждета в Россию кубанские пограничники. Билет он уже взял - на следующую неделю. И хотя визы для жителей Турции должны ввести с нового года, всегда возможны сюрпризы.