Пять лет прошло после крупнейшего стихийного бедствия на Кубани. По официальным данным, в ночь с 6 на 7 июля 2012 года мощное наводнение унесло жизни 171 человека, разрушило более семи тысяч домов. Сильнейший удар стихии тогда приняли на себя поселок Нижнебаканский, Новороссийск и Геленджик, но больше всего досталось Крымску.
Пустая улица
Маленькая речушка Адагум, глубина которой обычно летом по колено, из-за проливных дождей накануне страшной ночи стала вровень с мостом. До семи метров поднялась тогда вода! Затопило улицы, дворы, дома. Невосполнимая потеря - человеческие жизни. Официально 171 погибший, 34 тысячи пострадавших. Слезы, горечь, завалы, грузовики с мусором, тонны гуманитарной помощи, тысячи спасателей и волонтеров - всн это о наводнении в Крымске. О случившемся напоминают пустыри там, где раньше жили семьи.
«В нашем переулке из 25 домов остались только шесть, - рассказывает местная жительница Татьяна Иванова. - Некоторые соседские участки заброшены, поросли травой, на других - хозяева, которые переехали в другое место, сажают огород. Говорят, ноги сами ведут сюда. Скучают. Мы свой дом смогли отремонтировать. Он у нас кирпичный, высокий. Вода поднялась до подоконника, на котором мы с супругом и спасались, а гараж затопило под потолок. Машина оказалась непригодна. Страховая компания выплатила за нее лишь 60 тысяч рублей. За эти годы мы подкопили деньги и смогли купить новую. Полностью поменяли мебель, пришлось вскрывать полы. Но нам повезло. Главное, остались живы. На соседней улице двое пожилых супругов выбраться из комнат не смогли. Вспоминаем их. Время идет, а душевная боль и человеческие страдания остаются».
Город живет
За эти годы разрушения устранили, развалившиеся строения снесли, пострадавшие дома отремонтировали, люди заселились в новые квартиры. Прижились и обустроились там. Переселенцы остались удовлетворены изменениями в своей жизни. Появились и новые микрорайоны в частном секторе. Теперь люди строят дома дальше от русла реки, выше по горе.
Местные говорят: город живет, центр по-прежнему красив и в цвету.
Жилище Владимира Остапенко еле уцелело, но переезжать в другое место мужчина отказался. Слишком любит он этот город, утопающий в зелени, с видом на поля и горы, большой, но компактный, с хорошей инфраструктурой, любит и речку под окном.
Беда сплотила людей. Потери и разруха не сделали крымчан озлобленными, разобщенными. Наоборот, соседи стараются помогать друг другу, неравнодушны к чужим проблемам. Но трагедию вспоминают часто, особенно когда идут сильные дожди.
«Когда льет, так и стоим у окна, ждем, когда прекратится. Страшно», - призналась пенсионерка Наталья Савченко.
Об этой трагедии написаны сотни материалов, проведены уголовные расследования и даже сложены стихи - эмоциональные и пробирающие до слез. Главное, о чем молятся те, кто пережил наводнение, чтобы такое больше не повторилось.