«Зачем они воевали?» Дети рассуждают о Великой Отечественной войне

Сергей Юрьев / АиФ

Любые воспоминания со временем стираются. Все меньше остается свидетелей страшной Великой Отечественной войны. Все острее ощущение, что в скором времени никто и не вспомнит, как это было, для чего. 

   
   

Вот, к примеру, свежие данные ВЦИОМ. Согласно опросу, дату начала второй мировой войны смогли указать 85% россиян, но 63% из них ошиблись. Правильные ответы (1939 год, а не 1941-й - начало Великой Отечественной) дали в основном 35-59-летние россияне и высокообразованные люди.

«АиФ-Юг» решил провести собственное мини-исследование, участниками которого стали школьники и дошкольники разных районов Краснодарского края. Им всем задавали один вопрос: «Что такое Великая Отечественная война?».

«Кушать было совсем нечего»

Владислав Исаев, поселок Светлый Путь, 11 лет:

«В поселке, где я живу, во время войны проходила Голубая линия. За нее были очень жестокие бои. Погибло много людей. Моя прабабушка - узница концлагерей, а ее мама была ветераном войны. Фашисты убивали даже женщин и детей. Но наши солдаты были сильными и ничего не боялись. Воевать шли не только взрослые, но и дети. А началась война из-за Гитлера, он хотел подчинить себе всех людей и убить всех евреев. Только он не знал, что русские не сдаются. И если будет война, мы опять всех победим».

Вера Зуева, Геленджик, 6 лет:

   
   

«Великая Отечественная война - это смертный бой, когда люди сражались - Германия с Россией, и многие погибли. А могли бы вообще не враждовать, жили бы сейчас мирно. Зачем они воевали? Люди бы долго жили, дети бы не умирали. Всем бы лучше жилось - и России, и Германии».

Злата Куликова, Славянск-на-Кубани, 9 лет:

«Немцы решили завоевать целый мир. Но русские им этого сделать не дали. Они сражались не только за свою страну, но и другие народы освобождали. Прапрадедушка мой завоевал Германию - он был там в день Победы. Пережил раны без лекарств, голод, холод. Все его друзья погибли. Прапрабабушка приехала в Славянск, потому что в Ижевске кушать было совсем нечего. Там люди собирали гнилую картошку и делали из нее лепешки. А здесь можно было хотя бы ловить рыбу».

«Я бы пошел воевать»

Данил Мирный, Анапа, 14 лет:

«Прабабушка говорила, что не все немцы были плохими. Гитлер просто заставлял людей убивать ради своей «высокой» идеи. Во время войны, когда она была маленькая, немец спас ее и сестер от смерти. Спрятал их в подвале, когда фашисты-румыны ходили по домам, забирали женщин и отбирали все, что находили. Я считаю, все войны бессмысленны. Людей без причин отправляют на смерть те, у кого есть деньги и власть. Люди не должны умирать просто потому, что это кому-то выгодно. Хотя, если бы война началась снова, я бы пошел воевать. Защищать своих людей».

Мария Тимошенко, Краснодар, 17 лет:

«В 1941-1945 годах произошла Великая Отечественная война, о которой должны знать все. Немецкий фюрер Адольф Гитлер разработал план «Барбаросса» по захвату СССР. Он считал, что сможет выполнить его за два месяца, но, конечно, у его армии не получилось, и война длилась гораздо дольше. Огромное количество потерь было со стороны Советского Союза. Люди бились не за себя, а за свою Родину. Немецкие войска захватывали все больше территории, но армия СССР дала отпор и постепенно отодвигала линюю фронта, отвоевывая свою землю. Уже к 1944 году Советский Союз двинулся в сторону Германии. 8 мая был взят Берлин, а немецкие войска объявили капитуляцию«.

Сегодня война другая

Эти ответы мы попросили прокомментировать преподавателя и психолога.

Преподаватель истории Вера Гусева говорит, что ее ученики искренне интересуются историей Великой Отечественной.

«Я работаю в школе больше двадцати лет. Мы постоянно приглашаем на уроки участников войны. Конечно, дети меняются, по-разному воспринимают мир. То, что происходило во время Великой Отечественной войны, они видят через призму современности. И вот тут уже наша задача - педагогов и родителей - помочь ребенку правильно понять, сделать выводы.

Сегодня в свободном доступе столько информации! Как ребенку самостоятельно разобраться - какая верная? Тем более историю намеренно постоянно переписывают. Только от нас, взрослых, зависит то, что будет помнить следующее поколение». 

Психолог Анатолий Полищук, напротив, считает, что современные дети не верят в искреннюю любовь к Родине, сплоченность, товарищество.

«Молодежь сегодня устанавливает собственные нравственные нормы, агрессивно отвергает принципы старшего поколения. Материальные ценности постепенно становятся ведущими. Да, они заучивают в школе события Великой Отечественной, старшим школьникам, возможно, посчастливилось пообщаться с живым ветераном войны. Но скажите, какой процент детей между фильмами о звездных войнах и о Второй мировой, выберет последний?

Многое, конечно, зависит от уровня социально-психологической зрелости. Но ныне подростки интерпретируют события сороковых годов с тем, что происходит сегодня на Украине, в Сирии и так далее. В их умах другая война - информационная. Что с этим делать? Воспитывать своих детей. Рассказывать им о войне правильно, говорить не только фактами, но эмоциями, примерами. Учить делать выводы.

Важно, чтобы современные подростки не просто знали наизусть даты и места сражений, а понимали: это была не просто война, а битва добра и зла».