В рамках эксперимента. 7 новшеств этого учебного года в кубанских школах

Алексей Витвицкий / АиФ

Уроки самбо и второй иностранный язык - самые громкие нововведения стартовавшего учебного года в России. Но оказывается, есть и другие ноу-хау, в том числе такие, которые внедряют только в Краснодарском крае.

   
   

«Самбо в школу»

Справка
Самбо – вид спортивного единоборства, разработанный в СССР в 1938 году. Это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый характер, стойкость и выносливость. Самбо включает в себя лучшие практики национальных единоборств: кулачного боя, русской, грузинской, татарской, армянской, казахской, узбекской борьбы, финско-французской, швейцарской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, японского дзюдо и сумо и других.

В этом году Краснодарский край стал одним из пилотных регионов, где будет реализована программа «Самбо в школу». Необычный предмет будет включен в программу 1-11 классов в рамках третьего урока физкультуры в неделю, но не во всех школах, а лишь в тех, которые готовы принять участие в эксперименте.

На данный момент все еще идет подготовительный этап введения самбо в школьную программу. Кубанские учителя посещают образовательные форумы, где с помощью специалистов Всероссийской федерации самбо повышают уровень собственной квалификации и готовятся профессионально преподавать новую дисциплину своим ученикам. Реализация программы в школах начнется в ближайшие несколько месяцев.  

Кроме Краснодарского края, пробными территориями, где будут проходить уроки самбо, стали Приморский край и Республика Карелия.

Второй иностранный язык

Еще одной новацией, которая взбудоражила учеников и их родителей, стало изучение второго иностранного языка.

«Это нововведение будет реализовываться в краснодарских школах постепенно, по мере готовности к нему каждого учебного заведения, - комментирует начальник отдела общего образования Департамента образования Краснодара Татьяна Петрова. - Например, в этом учебном году второй иностранный язык появится только в тех школах, которые работают по шестидневной рабочей неделе, и обязательно при наличии закупленных учебников и квалифицированных педагогов. Также на выбор второго иностранного языка повлияет желание родителей и детей».

   
   

В основном школы принимают решение в пользу языков, которые на Кубани изучают традиционно, - английского, немецкого и французского. Но с сентября в расписании краснодарских лингвистических гимназий № 23, 36, 69, 88, 92 впервые появились итальянский, испанский и китайский языки.

Ученики некоторых школ Сочи и Новороссийска также начали изучение двух иностранных языков параллельно.

Агротехнические классы

В рамках эксперимента в школах Усть-Лабинского района открыты 33 профильных агротехнологических класса. С 1 сентября их ученики изучают животноводство, растениеводство и агроэкологию.

В программу входят экскурсии на свиноводческие и молочнотоварные фермы, а также на другие районные предприятия сельхозотрасли. На уроках в агроклассах ученики на практике узнают, как, например, кормить телят и управляться с современным доильным аппаратом. Всего в профильных классах обучаются более 400 школьников.

По информации пресс-службы Министерства образования и науки Краснодарского края, в следующем учебном году запланировано открытие как минимум одного класса агротехнического профиля в каждом городе региона, а также наиболее крупных станицах и поселках Кубани.

Уроки финансовой грамотности

Когда, как не во время экономического кризиса, в школах должен появиться предмет, который называется «финансовая грамотность». В 2015-2016 учебном году эта дисциплина добавлена в школьный курс по инициативе Министерства финансов РФ. И снова Краснодарский край стал одним из экспериментальных регионов, где будет опробован новый урок. Участниками пилотного проекта стали 22 школы Краснодара и Усть-Лабинского района. Эти учебные заведения получили бесплатные учебники, методические рекомендации и контрольно-измерительные материалы для учителей, а также пособия для родителей.

На уроках финансовой грамотности кубанские школьники узнают о различных финансовых продуктах, познакомятся с основами рационального финансового планирования и грамотного потребительского поведения в сфере банковских, страховых и прочих финансовых услуг.

Уроки финансовой грамотности начались в школах с 1 сентября 2015 года. Они проходят в форме элективных курсов или в рамках внеурочной деятельности. Занятия будут идти до конца первого полугодия.

Что нового у ЕГЭ и ГИА?

Завершая этот учебный год, девятиклассники сдадут не два, а четыре экзамена: по обязательным (русскому языку и математике) и двум предметам по выбору (физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и ИКТ). Чтобы получить аттестат, достаточно успешно сдать ГИА только по обязательным предметам.

В 2016 году кардинальных изменений, связанных с ЕГЭ, не произойдет. Заданий с выбором вариантов ответов по истории, обществознанию, информатике и географии не будет.  Увеличится число аудиторий с онлайн видеонаблюдением, а материалы для экзамена будут печататься непосредственно перед его началом.

Определиться с выбором предметов для сдачи ЕГЭ одиннадцатиклассники должны будут до 1 февраля 2016 года. Поменять предмет после этой даты можно будет только при наличии уважительной причины, не позднее чем за 2 недели до начала экзаменов и только с разрешения государственной экзаменационной комиссии.

Редкие предметы по «внеурочке»

Несмотря на то, что уже несколько лет внеурочная деятельность является неотъемлемой частью жизни школ Кубани, предметы, появляющиеся в ее рамках, не перестают удивлять учеников и их родителей своим разнообразием.

В этом учебном году среди предметов в рамках «внеурочки» встречаются «Офисные технологии», «Компьютерная графика», «Конституционное право», «Международный туризм», «Имидж делового человека» и «Страноведение».

Внеурочные занятия никогда не дублируют классно-урочные предметы и не проходят в формате привычных уроков. Для «внеурочки» педагоги используют другие формы: круглые столы, конференции, олимпиады, подвижные игры, соревнования, экскурсии, поисковые и научные исследования.

Каждая школа выбирает самостоятельно, какие предмету преподавать на внеурочных занятиях. При этом обязательно учитываются интересы учеников, их родителей и возможности учебного заведения. Оценки по «внеурочке» не ставятся. Их суть - пополнение портфолио достижений школьника.

История по-новому

Забегая вперед, расскажем о том, что со следующего учебного года кубанские школы начнут постепенный переход на новые учебники истории России. Изложение материала в них будет построено по линейному принципу, это означает, что события будут рассматриваться в хронологической последовательности.

«До этого года в учебниках российской истории существовал концентрический принцип изложения материала: то есть историю с древних времен до современности школьники изучали с пятого класса до конца девятого класса. А с 10 класса начинали опять изучать то же самое, но более подробно», - комментирует нововведение начальник отдела общего образования Департамента образования Краснодара Татьяна Петрова.   

Эксперты утверждают, что в новых учебниках история России переписана не будет, но все же появятся новшества, с которыми предстоит столкнуться учителям и ученикам. Речь идет о новых терминах и персоналиях, месте нашей страны в русле мировой истории, обновленной хронологии и акценте на социальную и культурную составляющую.

Прежде чем перейти на новые учебники, кубанские историки пройдут курсы повышения квалификации.