Ходить в магазин больше не нужно? Почему малый бизнес переместился в онлайн

Ещё лет десять назад соцсети ассоциировались у большинства людей с красивыми фотографиями и перепиской с друзьями. Сейчас это, по словам экспертов, мощный инструмент воздействия на вкусы и потребности покупателей. «АиФ-Юг» выяснил, почему любому бизнесу сейчас так важно быть активным в Сети, а баннеры на улицах и рекламные ролики по телевизору уже не имеют силы.

   
   

Шопинг на диване

«Сейчас можно активно продавать товар в интернете, даже не имея при этом помещения для магазина», - рассказывает жительница Новороссийска Ангелина Лазаренко, которая делает мыло ручной работы и продаёт его.

Находясь в декрете, Ангелина окончила курсы по производству мыла и стала делать его на заказ. Сначала в качестве мастерской использовала кухонный стол, потом заняла большую лоджию в квартире, а когда заказов стало ещё больше, решила открыть небольшой магазинчик.

«Почти все клиенты находили меня через мою страницу в Instagram, - говорит мастер. - Я не только выкладывала товар, но и рассказывала о процессе производства, показывала, какие ингредиенты использую, где и как их закупаю. Конечно, ведение соцсетей отнимает по несколько часов в день, ведь надо сфотографировать товар, снять процесс, смонтировать ролик, опубликовать его, ответить на вопросы подписчиков. Это такая же работа, как и изготовление самого мыла».

Но магазин, который открыла Ангелина, не проработал и нескольких месяцев.

«Ко мне практически никто не приходил, все как заказывали через интернет, так и продолжили заказывать. Многие сейчас экономят время и не хотят лишний раз куда-то ехать, им легче купить товар удалённо. Особенно, если уверены в качестве, - говорит девушка. - Поэтому я закрыла магазин и нисколько об этом не жалею».

   
   

Новая профессия

«Если раньше магазину обязательно требовалась площадка, куда покупатели могли бы прийти и посмотреть товар, то сейчас это отходит уже на второй план, - рассказывает маркетолог Полина Жуковская. - Пандемия и самоизоляция показали нам, что ходить по магазинам вовсе не обязательно,  можно все делать онлайн. Поэтому многие представители малого бизнеса полностью ушли в соцсети. Но, чтобы успешно там продавать товар, надо тоже приложить немало усилий».

Продвижением товаров и услуг в социальных сетях занимаются smm-специалисты. Одна из проблем, по словам маркетолога, что у нас нет квалифицированных кадров в этой области.

Это совершенно новая профессия, которая находится на стыке маркетинга, журналистики и психологии. То есть просто сфотографировать товар, написать описание и опубликовать в соцсетях недостаточно. Красивым картинкам и обещаниям больше никто не верит. Нужно разрабатывать и выстраивать стратегию, анализировать целевую аудиторию, то есть тех покупателей, для которых  нужен этот товар или услуга, и уже исходя из этого делать публикации и искать каналы распространения.

«Например, вы продаёте детали для КамАЗов. Водители большегрузов вряд ли зависают в Tik Tok или Instagram, скорей всего, сидят в «Одноклассниках». И что их заинтересует больше? Низкая цена, качество и скорость. Вот на это и надо делать упор в рекламе, - поясняет Полина. - Или вы печёте красивые торты на заказ. Понятно, что они стоят дороже, чем в супермаркете. И вам надо уже работать над созданием своего бренда, рассказывать, почему так важно в день рождения или на любой другой праздник заказать торт именно у вас, какие эмоции испытают гости, когда увидят это кулинарное произведение искусства и т.д. Но и возможностей заработать тут больше. Есть те, кто печёт торты и зарабатывает по 20-30 тысяч в месяц, а есть те, кто и 100, и 150. Лично знаю нескольких кондитеров, которые начинали с Instagram, а сейчас у них уже своя сеть кофейн».

Все средства не хороши

Пока в университетах только готовятся ввести в программу обучения основы продвижения в соцсетях, эту нишу успешно заняли блогеры, которые на собственном примере учат других. Большинство из них советуют продвигать свой товар или услугу через боль клиентов. То есть, например, фитнес-тренеры должны доносить мысль «Ты толстая! Тебе надо похудеть!»

«Это раздражает людей, они и сами знают, что, например, у них есть лишний вес и им пора бы худеть, а вы им ещё об этом напоминаете. Все уже устали от такого агрессивного маркетинга, от него даже отказались крупные бренды. А вот представьте, что вас научили продвигать через боль клиента, вы всё делаете по схеме, а результат - ноль, это в лучшем случае, а в худшем - на вашего заказчика обрушится негатив, - говорит Полина. - В последнее время иногда слышу от представителей малого бизнеса, что соцсети не эффективны, они скоро исчезнут. Всё это результат неграмотных smm-специалистов, которые не смогли правильно выстроить стратегию и потратили все деньги заказчика на рекламу впустую. И разубедить и доказать обратное бывает очень сложно. Соцсети не умирают, а становятся популярнее с каждым годом. И они помогают продвинуться в любой нише».

Читают, значит, доверяют

Риелтор Екатерина Кремнева ведёт свою страничку в Instagram в качестве эксперта меньше года.

«Все блогеры советуют показывать свою жизнь: вот я еду на сделки, вот я еду с покупателями на показ, а вот мы подписываем договор купли-продажи, - говорит Екатерина. - Но у нас, риелторов, всё не так просто. Во-первых, многие клиенты не хотят, чтобы их снимали и тем более публиковали в соцсетях. А во-вторых, мы никогда заранее не рассказываем о готовящихся сделках, иначе они могут развалиться. Поэтому в своём профиле рассказываю о тенденциях на рынке недвижимости, даю советы, как выгодно продать своё жилье и купить новое».

По словам риелтора, за то время, пока она ведёт свою страницу в соцсети, клиентов значительно прибавилось: пишут даже из других регионов, в частности, Новосибирска.

«Сейчас люди меньше стали обращать внимание на объявления на остановках или большие баннеры, развешанные по городу, - делится своими наблюдениями Екатерина. - Продажа или покупка квартиры - это важный шаг в жизни любого человека, и он обратится к тому специалисту, которому действительно доверяет. А формированию доверия во многом способствуют именно соцсети».

Начинающий или профессионал?

Найти грамотного и компетентного специалиста в сфере продвижения социальных сетей непросто. Маркетолог Полина Жуковская советует обращаться в крупные smm-агентства, где работают профессионалы.

«Обычно в агентстве есть разделение - один сотрудник отвечает за анализ рынка в вашей сфере деятельности, другой - за написание постов в соцсети, третий - настройку рекламы в интернете. Да, это намного дороже, чем нанять одного человека, который будет делать всё, но зато эффективнее, - говорит Полина. - Обычно представители малого бизнеса, пытаясь сэкономить, нанимают одного человека, чаще всего начинающего специалиста, который берёт за свои услуги пять-шесть тысяч в месяц при средней оплате 10-15 тысяч за один аккаунт. Безусловно, среди новичков тоже есть хорошие специалисты, и я немало знаю таких. Но всегда помните, что велика вероятность впустую потратить деньги и время».