Хватит ли всем места в школах? Где будут учиться краснодарские первоклашки

Школ в Краснодаре строят много и быстро, но это не гарантирует свободные места. © / Виталий Барабаш / АиФ

Уже скоро прозвенит первый звонок, но далеко не все определились, в какую школу идти. Новостройки в Краснодаре растут, как грибы, на юг переезжают на ПМЖ со всех концов России. Только за последние десять лет количество жителей Кубани увеличилось почти вдвое. Да, люди имеют право жить, где им захочется. Другой вопрос, все ли смогут комфортно разместиться. И тут вспоминается старый советский фильм и известная фраза из него: «Москва не резиновая».

   
   

Набор сократили вдвое

После переписи населения Краснодар наконец-то признан миллионником. Хотя по факту проживает здесь людей гораздо больше. Город с таким количеством народа давно не справляется - на дорогах пробки, социальные объекты не успевают строиться. Хотя за последние пять лет в крае было построено 52 школы, только в столице Кубани в новом учебном году откроются четыре новые.

Но даже это не спасает. Недавно общественный резонанс вызвала ситуация вокруг школы № 102 в Краснодаре. Не все первоклашки могут отправиться туда - в учебном учреждении закончились места. Где будут учиться дети?

Школа № 102 находится в «Губернском» - одном из самых густонаселённых микрорайонов краевого центра. Её построили за два года, открыли в 2018 году, и сразу же там был поставлен рекорд - набрали сразу 22 первых класса - от «А» до «Ч». Учебное учреждение рассчитано на 1,5 тысячи учеников, но фактически там обучаются почти шесть тысяч детей, по сути, в три смены. Жилой комплекс продолжает стремительно застраиваться и заселяться людьми, к слову, в начале июля были сданы очередные две новые свечки, а по плану их 42. Школа в жилом массиве по-прежнему одна. Более того в ней учатся дети и из соседних микрорайонов.

В апреле родители будущих учеников подали в школу документы, а в начале июля пришли отказы в приёме. В первые классы набрали 245 человек вместо 500, как было в предыдущие годы. Это объяснили тем, что прежде набирали по 20 первых классов, дети подросли, перешли в пятые классы и теперь заняли часть помещений под начальную школу. До первого сентября осталось меньше месяца, а где будут учиться десятки детей, у родителей пока понимания нет.

«Как я могла проверить семь лет назад, когда мы заселялись, что в построенной специально для нашего микрорайона школе не будет места для моего ребёнка? - задаётся вопросом Ирина Ильина. - Супруг работает в «Губернском», мы планировали, что утром он будет забирать сына после уроков и отводить его домой. В любой момент папа мог подняться в квартиру и проконтролировать малыша. Другая школа находится в 50 минутах ходьбы от нас. Самостоятельно ребёнку идти небезопасно. Я работаю на другом конце города с 8 до 17 часов. Конечно же, переживаю. Хочется верить, что вопрос будет решён, и ребёнок сможет учиться в той школе, к которой и относится территориально».

   
   

Проблемы миллионника

Родителям предложили альтернативные варианты.

«В тот же день, как получил отказ от 102-й школы, я поехал в филиал 17-й, чтобы понять, насколько это далеко от дома и как туда добираться, - рассказывает Александр Кузнецов. - Объездил окрестности, всевозможные маршруты и пришёл к выводу - подход к школе пока затруднён. Власти сообщили, что пустят автобус, который будет возить учеников туда, но не все на это согласны».

По объёмам строительства столица Кубани входит в тройку регионов-лидеров. Появляются новые районы и улицы, и ни для кого не секрет, что социальная инфраструктура за такими темпами не успевает. По информации администрации города, дефицит в детских садах и школах составляет 75 тысяч мест. Проблема эта стоит не только в Краснодаре, но и в других городах региона, в частности, в Сочи. И, тем не менее, это не становится сдерживающим фактором для переезда. Край привлекает жителей со всей России.

«Когда мы переезжаем из другого города в густонаселённый Краснодар, должны промониторить ситуацию - сколько школ, больниц в округе, сколько времени туда добраться. А если нет, куда пристроить ребёнка. Ведь каждое начало учебного года тема номер один - рекордное количество первых классов, - делится мнением жительница краевого центра Тамара Третьяченко. - Сходите в школу, которая приглянулась, поинтересуйтесь, будут ли там места. Сегодня в каждой семье по одной-две машины, все хотят с комфортом добираться на работу, хотят из окна видеть детсад и школу. Это естественное желание каждого. Но, учитывая стремительный рост числа горожан, это не всегда возможно. Я, кстати, уверена, что ребёнок - прежде всего, ответственность родителей. Например, я своего сына до девятого класса возила в школу сама. Дело в том, что раньше мы жили на улице Ставропольской, и в начальную школу сын ходил там. Потом переехали на улицу Черкасскую (рядом с «Губернским»), но, тем не менее, каждое утро продолжала возить ребёнка в школу по пробкам через весь город, а потом ещё ехала по своим делам в офис. Но мне ни разу не пришло в голову обвинить в этом власть или ещё кого-то. Это было моё решение - переехать в более комфортную квартиру, и моя забота - дать ему образование, доставить его до учебного заведения. Знаю, что многие возят в гимназии и лицеи Краснодара детей из пригорода».

Что обещает застройщик?

В рекламных компаниях застройщиков этого микрорайона говорится, что новосёлы могут не беспокоиться, куда устроить ребёнка - там есть школы и детские сады. И тут не поспоришь - из окон квартир действительно эти объекты видны.

«Сейчас застройщик, возводя дом, обязан, если рядом нет, построить детсад и школу, исходя из количества новосёлов. Поэтому практически во всех жилых комплексах, которые возводятся сейчас, либо уже есть школа, либо будет построена в ближайшие несколько лет. Убедиться в этом можно, посмотрев генплан города. Другой вопрос - что мест в школах не хватает. Но эта проблема почти всех новых жилых комплексах, где есть только одна школа, а новую ещё не успели построить. Где школы не переполнены? В старых микрорайонах, застроенных частным сектором и «хрущёвками». Но там намного ниже спрос, люди хотят жить в новых красивых современных жилых комплексах. Тем более, застройщики сейчас проводят акции, предлагая выгодные условия ипотеки. Для многих - это единственная возможность приобрести жильё, но, тем не менее, покупатели сами досконально должны изучить, насколько развита в этих районах инфраструктура», - прокомментировала ситуацию риелтор Екатерина Кремнева.

Какие ещё варианты? Неподалёку от 102-й школы находится ещё одна - 104-я. Её открыли несколько лет назад. В этом году она тоже не может вместить всех детей, относящихся к ней по прописке. Помимо филиала 17-й, родителям рекомендуют перевести детей в школы №№ 78, 71, 93, 100 и 11. Некоторые родители согласились на предложенные варианты.

«Отнесли документы в 78-ю, которая располагается на ул. Ростовской, - говорит отец будущей первоклассницы Олег Рожков. - Выбирали из двух школ, остановились на той, куда больше маршруток ходит».

В течение последней недели в школе №102 организовали личный приём департамента образования, чтобы индивидуально проработать, каким образом решать сложившуюся ситуацию.

Нужно понимать - чтобы взять ещё одного ребёнка, чьего-то из школы придётся исключить.

«В итоге уже 28 человек зачислены в новую школу на улице Крузенштерна. Как минимум 20 родителей планируют подать документы сюда же. Ещё 53 семьи определили детей в другие общеобразовательные учреждения. С остальными работа продолжается», - прокомментировал директор департамента образования города Краснодара Алексей Некрасов.

В крае признают, что проблема стоит остро, но объясняют, что в соответствии с требованиями к организации процесса обучения детей устроить всех желающих в определённую школу сложно. Нужно понимать - чтобы взять ещё одного ребёнка, чьего-то из школы придётся исключить. Есть нормативы, которые нельзя нарушать. Проблему будут решать сообща - создана общественная группа из активных родителей, администрации школы и департамента образования города, которая ещё раз пересмотрит все поданные заявления.

Также в администрации Краснодара сообщили, что проработан вопрос создания нового автобусного маршрута для школьников от улицы Семигорской до школы на ул. им. Адмирала Крузенштерна и в обратном направлении. Специальным транспортом дети смогут бесплатно добираться на уроки и домой.

Дефицит учителей

Руководитель пресс-службы hh.ru Юг Алёна Манохина:

«Вопрос не только в количестве школьных мест, но и в том, кто будет ученикам преподавать. За год количество вакансий для учителей выросло на 75 %. С начала года на портале hh.ru на Кубани было размещено более 2,7 тысяч вакансий для педагогов, учителей и преподавателей. Большинство предложений для специалистов размещено в Краснодаре, Сочи, Новороссийске, Армавире, Анапе. Образовательные учреждения региона, как государственные, так и частные, приглашают на работу учителей начальных классов, математики, информатики, технологии, программирования, географии, химии, специальных дисциплин, иностранных языков, русского языка и литературы, а также педагогов-психологов, преподавателей вокала и игры на музыкальных инструментах и др. Сегодня конкуренция среди специалистов сферы «Наука, образование» - четыре человека на место (при норме - шесть человек на место). Это говорит о том, что данная профессиональная область испытывает дефицит кадров».

Не догонять, а прогнозировать

Маркетолог Азамат Исянчурин:

«В конце июня 2022 года были утверждены изменения в местные нормы градостроительного проектирования. В частности, уточнены параметры, которые теперь будут применять при строительстве социальных объектов: детских садов, школ, поликлиник, а также при строительстве многоквартирных жилых комплексов, проектировании дорог, тротуаров, велосипедных дорожек.

Так, при строительстве детских дошкольных учреждений на 100 мест застройщик должен будет рассчитывать 44 кв. м на ребёнка вместо 40 кв. м. Норма площади школ, лицеев, гимназий  в среднем выросла на одного ученика на 5 кв. м. Однако для расчёта норм берутся данные Росстата на 2022 год - 974 319 человек. При этом перепись показала цифру 1,1 млн, а по других официальным данным она доходит до 1,7 млн жителей. Беря за основу данные Росстата, мы всегда будем отставать от потребности города. Плюс для девелоперов понадобится ещё два-три года, чтобы построить проект. В итоге получаем четыре-пять лет отставания от потребности.

Разрыв между спросом и предложением даёт спрос для коммерческих проектов школ, детских садов, поликлиник. Было бы эффективным ввести быстрое субсидирование от города таких проектов, чтобы закрыть этот разрыв строительства. Менее гибкие решения не спасут ситуацию».