4 ноября Россия отмечает День народного единства. Особенно актуально осознавать это единство в многонациональных регионах, каким является Краснодарский край. На Кубани проживают представители более 150 народностей и этносов. Мы поговорили с этнографом Василием Ворониным о том, как переплелись здесь культуры, о том, что объединяет и разъединяет наше общество.
Россия, как мозаика
Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Василий Владимирович, 4 ноября мы отмечаем День народного единства. Как этот праздник вошел в историю?
Василий Воронин: Дата праздника относится к 1612 году, когда народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских захватчиков. После этого на царствие был избран Михаил Романов, и страна впервые осознала себя многонациональным централизованным государством. Со смутными временами было покончено. Также этот день был и остается почитаемым у православных. 4 ноября – праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери. Народ тогда верил, что прогнать врага удалось именно с помощью лика Богоматери, с иконой защитники отечества зашли в Китай-город. Современный праздник был утвержден в 2005 году, но назвать его новым мы не можем. Испокон веков эта дата значима для нашей страны.
– А что подразумевается под понятием «народное единство»?
– Это общность всех народов, которые проживают на территории России. Вопрос в том, что их объединяет, что консолидирует. В разные исторические периоды население сплачивали трагические события. Один из примеров, когда общество объединила беда, – Великая Отечественная война. В этом случае враг был для всех один, его знали и видели, но бывает и так, что консолидирует некая нематериальная, аморфная угроза. Помните, как в древней притче про старика, у которого три сына не могли ужиться вместе. Отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, потом средний, младший, но ни у одного из них это не получилось, как бы ни старались. Старик развязал веник и попросил каждого разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с легкостью удалось. Вот на таком примере отец показал им, что если сыновья будут вместе, то их никто не сломит, а по отдельности победить легко. То же самое можно сказать и про государство.
Россия – многонациональная страна, и уникальность ее в том, что народы проживают на своей территории, обладают своими языками, сохраняют свою культуру. В этнографическом плане наше государство похоже на мозаику, и в этом его богатство. Более того, каждый народ проживает не только компактно в одном регионе, но и имеет свои диаспоры в других, тем самым происходит культурный взаимообмен. Веками мирное соседство представителей разных этносов для нас не вынужденное, а вполне естественное. И порой вызывает недоумение и опасение, когда кто-то выискивает, словно выковыривая изюм из булочки, какие-то исторические обиды, выпячивает нелицеприятные факты вместо того, чтобы прилагать все усилия и показывать эту «булочку» полностью, во всей ее красе и многообразии.
– Вы сказали, что трагические события сплачивают общество, а радость объединяет?
– Безусловно, тому яркий пример – запуск первого человека в космос. До сих пор россияне, в том числе молодое поколение, ощущают себя причастными к тому грандиозному явлению. Олимпийские игры, культурные события, научные открытия – все это тоже делает единым многонациональное общество.
Одна на всех мамалыга
– Наверное, ничто так не связывает людей разных национальностей, как общие бытовые привычки, для нашего региона это особенно актуально, когда на одной лестничной площадке могут жить православные и мусульмане, и они поздравляют друг друга с Пасхой и Курбан-байрамом.
– Действительно, на бытовом уровне культурный взаимообмен проявляется ярче всего, его невозможно навязать. Народы, проживающие рядом, с малых лет знают и понимают традиции, обычаи друг друга. На Кубани веками соседствуют русские и адыги, украинцы, татары и чуваши, немцы, поляки, белорусы, армяне, киргизы, азербайджанцы, узбеки, грузины, молдаване, эстонцы, латыши и др. Наш регион своего рода мини-версия целой страны. Причем большинство народов также имеет свои населенные пункты. Так есть и казачьи станицы, например, Кавказская, Ленинградская, и русские села, в частности Белая Глина. Есть компактные места проживания молдаван – это село Шабановское в Северском районе и Молдавановка в Туапсе, чехов – Кирилловка и Мефодиевка в Новороссийске, Варваровка в Анапе, эстонцев – Эстосадок (Сочи), Бурный (Мостовской район), немцев – Найдорф (Динской район), армян – Гай-Кодзор (Анапа), грузин – Пластунка (Сочи), ассирийцев – село Урмия в Курганинском районе, адыгов – аул Урупский в Успенском районе и т. д. Но там живут не только представители этих этносов, но и других народностей. Однажды в селе Фанагорийском в Горячем Ключе я общался с местной жительницей, это была пожилая армянка, которая вышла замуж за грека и при этом разговаривала на балачке, пела кубанские колядки. Вот такой сплав культур можно встретить довольно часто у нас в крае.
Народы, проживая бок о бок долгие годы, перенимают праздники, обычаи, ритуалы. Например, русские, приезжая на похороны к адыгам, знают, что не нужно снимать головной убор. В одежде, быту, кухне тоже достаточно взаимообмена. Кто на Кубани не знает, что такое молдавская мамалыга?! Кавказские куначество и аталычество (воспитание ребенка в чужой семье. – Прим. ред.) были распространены как среди казаков, так и адыгейцев. Нельзя не сказать и о большом количестве межнациональных браков, это тоже важно для проникновения разных культур.
Нам нужна вера
– Зависит ли от семьи то, каким является общество? И где люди наиболее сплоченные – в городе или сельской местности?
– До революции в Российской империи в семье передавались традиционные ценности, особенности этнической культуры, в развитии и обучении детей принимали участие бабушки и дедушки, сегодня же семья потеряла свой вес в плане воспитания подрастающего поколения, передачи знаний, традиций, культуры. Эти функции переданы детскому саду, няне, школе. Когда принималось решение вводить в школьную программу такого предмета, как кубановедение, одним из аргументов в дискуссии было то, что если старшие родственники не могут рассказать детям историю края, то эту обязанность должны взять на себя учебные учреждения. Представителю любой национальности нужно знать о своей малой родине.
В сельской местности, на мой взгляд, люди более сплоченные, знают друг друга, охотнее помогают. На свадьбы собираются и родственники, и соседи, всей станицей провожают в последний путь. Там дети ходят колядовать и щедровать, могут постучать практически в любой двор и провести обряд, а в городских многоэтажках из-за домофонов ребятня не может зайти в подъезд. Жители станиц объединены часто и рабочими процессами, вместе трудятся в агрофирмах. Если говорить о сплоченности, то сельское население выигрывает.
– Возвращаясь ко Дню народного единства, как объяснить детям, о чем он?
– Сказать о том, что он возник не по идее властей, а на основе единого народного порыва, опираясь на веру в победу. Нужно дать детям веру – в широком понимании этого слова – в себя, в Бога, в ближнего, который придет на помощь. Этого нам сегодня не хватает.