Как чужие стали родными. Приезжие, которые прославили Кубань

Екатеринодарского градоначальника переизбирали на должность головы семь раз подряд. © / Госархив Краснодарского края

Внутренняя миграция как явление имеет свои плюсы и минусы. Сегодня и в Краснодарском крае  некоторым местным не нравится, что в «сытый край» на ПМЖ переезжают жители других регионов. Но можно ли упрекать людей за то, что они хотят жить в комфортных условиях? Климат, природа - это не заслуга людей. А остальное - живая экономика, развитая инфраструктура и прочее - труд многих, результат достигавшийся десятилетиями, и даже столетиями. В числе созидателей было немало тех, для кого Кубань стала второй родиной. «АиФ-Юг» вспоминает тех, благодаря кому процветает регион.

   
   

Мэра избирали семь раз подряд

В галерее выдающихся деятелей Кубани немало тех, для кого она не является родиной. И, обращаясь к прошлому, непременно нужно выделить городского голову Василия Семёновича Климова.

Родился и жил он в Рязани, окончил юридический факультет Московского императорского университета, работал в рязанском суде. В 1870 году Климов был переведён в Екатеринодар и назначен членом местного окружного суда. Уже через семь лет (Климову исполнилось 33 года) его репутации хватило, чтобы избраться городским головой Екатеринодара. Горожане на должность эту избирали его семь раз подряд. Чем вызвано такое доверие? Инициатива, энергичность, передовые взгляды, умение видеть перспективу и что немаловажно - доводить дела до конца, держать отчёт перед горожанами. Всё это черты, отличавшие его от множества других его последователей на этом посту.

При  Климове Екатеринодар, на улицах которого в грязи тонули лошади, принял, наконец,  черты города, который не стыдно стало называть казачьей столицей. Климов осушал болота, боролся с малярией, строил школы и гимназии, основал публичную библиотеку имени Пушкина, открыл Сенной базар, в городе начали работать банки. Были построены водопровод и электростанция - в 1894 году электрические фонари зажглись на улице Красной. Через год в Екатеринодаре появилась телефонная связь. Трамвайное движение запустили на десять лет раньше, чем в Москве!

Кстати
Вкладу в развитие Кубани наших современников из числа приезжих справедливую оценку дадут будущие поколения. Но в историю региона некоторые из них уже вошли. Писатель Виктор Лихоносов, автор книги, которую называют литературным памятником Екатеринодару. Лирико-эпическое полотно, соединяющее современность с прошлым под названием «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж», подарило столице Кубани второе название. С подачи Лихоносова «маленьким Парижем» называют Краснодар. Родился автор народного топонима на станции Топки (ныне Кемеровская область).

Василий Семёнович умер от порока сердца в марте 1900 года. На похороны вышел весь город. Горожане несли гроб на руках. Останавливались у городской управы, построенных Климовым гимназий, банка, больниц. Читали евангелие. «Кубанские областные ведомости» писали: «Екатеринодар своим возрождением к культурному благоустройству, если не исключительно, то главным образом, обязан именно ему - этому энергичному, талантливому и бескорыстному общественному деятелю».

   
   

Главный хранитель истории

Каждому в регионе известно имя Евгений Фелицын. Современники называли этого человека «энциклопедией Кавказа», «живой летописью». Его именем назван государственный музей-заповедник, выросший из основанного им в 1879 году Кубанского Войскового этнографического и естественно-исторического музея.

Евгений Дмитриевич скончался в декабре 1903 года, был похоронен на войсковом кладбище Екатеринодара (ныне Краснодар). Он прожил короткую жизнь, всего 55 лет. Родился Фелицын 17 марта 1848 года в Ставрополе. Окончил гимназию, поступил на военную службу. В 27 лет получил перевод в Екатеринодар, был прикомандирован к штабу Кубанского казачьего войска.

Работал в должности правителя канцелярии, начальника Кубанской области и наказного атамана ККВ. Был первым секретарём областного статистического комитета, редактором газеты «Кубанские областные ведомости». В свободное от службы время собирал и изучал материалы по палеонтологии, ботанике, минералогии, геологии. У архивариусов запрашивал архивные материалы по демографии, этнографии горских племен. Исследователь совершил ряд археологических экспедиций по Кубанской области, в Баталпашинский и Майкопский отделы. Провёл много раскопок курганов. Занимался исследованием дольменов («богатырских хат»). За 28 лет, прожитых на Кубани, Евгений Фелицын успел невероятно много.

Родоначальник агрономии

«От опытного поля «Круглик» ведёт начало агрономия Кубани», - эти слова принадлежат академику Павлу Лукьяненко. Обращены они были к человеку, которого он называл учителем, - Василию Степановичу Пустовойту.

Родился Пустовойт в 1886 году в Харьковской области Российской империи. С 1908 года преподавал в Кубанской войсковой сельскохозяйственной школе. По совместительству работал агрономом в станице Петропавловской. Внедрял протравку семян пшеницы перед посадкой для защиты от вредителей. В 1912 году организовал при Кубанской сельскохозяйственной школе то самое опытно-селекционное поле «Круглик». Проводил опыты с подсолнечником, озимой пшеницей, рожью, просом, кукурузой. Преподавал в Кубанском сельскохозяйственном техникуме, руководил селекционной станцией масличных культур. Возглавил кафедру генетики, селекции и семеноводства Кубанского сельскохозяйственного института.

В 1930 году по ложному доносу получил десять лет лагерей. Срок отбывал в Казахстане. Там, в Карагандинском лагере, вывел урожайный сорт ржи. После освобождения Василий Степанович вернулся в Краснодар. Заведовал отделом селекции и семеноводства масличных культур и лабораторией селекции подсолнечника ВНИИ масличных культур. Создал 34 сорта подсолнечника. Скончался в Краснодаре в 1972 году, со множеством званий, регалий, среди них высшие награды СССР - две золотые звезды Героя. До сих пор открытия и разработки Василия Пустовойта работают и применяются на кубанских полях, давая неизменно хороший урожай «семечки». Для сельского хозяйства региона эта культура - одна из главных, стратегических.

Лучший композитор

Кто не знает на Кубани, кто такой Григорий Пономаренко? В Краснодаре перед зданием филармонии, носящей его имя, установлен памятник - Григорий Фёдорович с вечным другом и спутником - баяном. Памятник в народе прижился, с ним часто фотографируются, нередко можно увидеть цветы у подножия.

Композитора, баяниста, народного и заслуженного артиста СССР и России Григория Пономаренко не стало в 1996 году. Но живы и исполняются написанные им песни («Оренбургский пуховый платок», «Растёт в Волгограде берёзка», «Я назову тебя зоренькой», «Тополя»). Мы с удовольствием пересматриваем старые фильмы, где его музыка создаёт накал и страсть, без которых эти ленты не воспринимались бы так остро («Мачеха», «Русское поле», «Безотцовщина»). Но мало кто знает, что родина «самого известного кубанского композитора» вовсе не Кубань. Пономаренко родился второго февраля 1921 года в украинском селе Моровск. Жил и творил он в разных городах. В Самаре, Волгограде. С Кубанью его жизнь и творчество связаны более четверти века. В 1973 году Григорий Фёдорович переехал в Краснодар. По приглашению администрации Краснодарского края. Здесь написал ещё много произведений, создал знаменитый музыкальный коллектив. Трагически погиб он в автокатастрофе, его творческое наследие осталось навсегда.

Трамвайное движение в Краснодаре запустили на десять лет раньше, чем в Москве.

Любопытно, что пригласил (переманил, пообещав всестороннюю поддержку) композитора в Краснодар Сергей Фёдорович Медунов. Личность неоднозначная, но, безусловно, историческая. С мая 1973 по июль 1982 года - первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС. Родился в Ингушетии, умер в Москве. Девять лет он руководил нашим регионом, проживая в Краснодаре. Медунова называли «хозяином Кубани», его деятельность сопровождалась шлейфом слухов о коррупции небывалых в СССР масштабов. Тем не менее, время Медунова на Кубани было временем грандиозных строек, обильных урожаев, добрых починов. Регион действительно гремел на всю страну - благодаря реальным достижениям, отмечали которые и сами кубанцы.