Мало кто из нас сохраняет равнодушие в День Победы, а ведь с переворотного момента истории прошло уже 75 лет. Во время парадов, Бессмертного полка, разговоров с фронтовиками и узниками слезы не могут сдержать даже самые младшие, хоть и смутно представляют страшные события Великой Отечественной. «АиФ-Юг» решил узнать, какие эмоции испытали тогда, девятого мая 1945 года, ветераны, дети войны. Как узнали они о Победе, что почувствовали в переломный час.
О Победе стало известно до объявления
Доктор социологических наук и писатель Айтеч Хагуров девятое мая 1945 года встретил в Краснодаре. Мама привезла его в 1944 году вместе с сестрой из адыгейского аула учиться в городской школе.
«Под нашими окнами шумели с ночи – смеялись, плакали – о Победе стало известно ещё до официального объявления, - вспоминает Айтеч Хагуров. – С раннего утра люди обнимались, ликовали, праздник озарил прекрасное лето 1945 года. Только вот к декабрю в Краснодаре не осталось и следов радости. Надвигалась очередная беда - голод. С 1948 года жизнь стала налаживаться, отменялись карточки, понижались цены на продукты».
Учёный с теплотой вспоминает учительницу Ольгу Николаевну, которая взяла на себя ответственность и приняла в первый класс мальчишку, который за три года в ауле почти забыл русский язык.
«Весь первый класс я ходил с букварем к Ольге Николаевне на занятия, - продолжает Хагуров. - Когда рассказываю сейчас это внучке, она спрашивает: «А где мама брала деньги, чтобы учителю платить?». И как ей объяснить, что тогда такой вопрос в принципе не мог возникнуть? Даже если бы мама нашла деньги и предложила, то просто оскорбила бы достоинство учительницы. Тогда к работе относились как к служению, высокому долгу».
«Чего дрыхните?! Война закончилась»
Серафим Болучевский воевал в составе зенитно-пулемётного батальона. В составе второго Украинского фронта. Освобождал Житомир, Шепетовку, в составе 245 зенитного полка - Молдавию, Румынию. День Победы встретил в Бухаресте. Награждён орденом Отечественной войны II степени, Медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и 21 юбилейной медалью.
«Девушки-телефонистки выбежали из своей землянки и стали кричать: «Чего вы тут дрыхните?! Война закончилась! Ура! Мама, я живая осталась! Скоро увидимся!», - вспоминает ветеран. - Радость нашу невозможно описать. Девчат первых демобилизовали. Первого августа 1945-го в Бухарест пришли пассажирские вагоны, начались отправки домой. И так до декабря. Ребята 1925, 1926 и 1927 г.р. остались служить в действующей Красной армии мирного времени, в том числе и я. Домой нас отпускали на десять дней по очереди – по десять человек. Я приехал на побывку к родным в октябре 1946-го. Меня встретила мать – рыдала, обнимала, целовала. А потом удивилась, почему мне опять надо уезжать, войны-то нет. Провожала снова, как на фронт, как в январе 1944-го. Потом я попал в артиллерийское военное училище в Баку. У нас, фронтовиков, были льготы. Вместо трёх лет учились один год и выпускались лейтенантами. По распределению попал в Краснодар, где и живу по сей день. Прослужил в ракетных войсках 31 год и уволился в звании полковника. Теперь пенсионер. Настроение у меня исключительно хорошее! Особенно, когда общаюсь со школьниками и студентами. Мне есть, что им рассказать – прошел службу от винтовки до ракеты. Какие у меня планы на это Девятое мая? Возложить цветы погибшим в Великую Отечественную войну. Жду, когда, наконец, закончится карантин. У меня есть дача и мне надо там работать. Всё меня воодушевляет. Вот иду по улице, вижу, мамы с малышами гуляют, я останавливаюсь, смотрю и радуюсь, что они есть. У меня тоже есть внуки, правнуки. Правнук в четвёртом классе, рассказывает про меня в школе. Вот моя двигательная сила!».
Павел Петренко из Краснодара тоже воевал в составе второго Украинского фронта. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
«Как узнал о Победе? Так все знали! Радовались, плакали, обнимались. Праздник был большой, - говорит ветеран. - Домой, на Украину, я вернулся в 1947 году, мать дождалась меня. А потом сразу же стали восстанавливать страну, строить заводы, дороги, электростанции, школы, больницы… Каждый год жду Девятое мая и испытываю гордость за Родину, за народ, который смог отстоять независимость».
Все смешались, устроили кучу малу
Фёдор Коваль - участник Великой Отечественной, военный фельдшер. Девятое мая 1945 года встретил в госпитале под Читой. В 1943-м был ранен в ногу разрывной пулей, она перебила кость, на всю жизнь приобрёл инвалидность: одна нога короче. Подлечившись, остался в госпитале, уже не как пациент, а как медработник.
«С восьмое на девятое мая я был дежурным по госпиталю № 949, дислоцировавшемся в разъезде Песчанка Читинской области, - вспоминает Фёдор Данилович. - В госпитале было четыре корпуса, дежурил я и Анна Анциферова. Коллега заведовал терапевтическим отделением, а я работал в нейрохирургическом. С ней вдвоём отдежурили спокойно, без происшествий. Утром сменились, нас ждала обычная врачебная рутина. В девять утра послышался какой-то шум. Бежит Маргарита Фатеева, до войны была неврологом в Кремлёвской больнице. Кричит: «Вы слышали? Вы слышали?! Сегодня кончилась война! Мы победили». Мы в Чите, это далеко, до нас светлая новость дошла с опозданием. Все радовались, все смеялись, больные вскочили, все поздравляли друг друга, плакали и снова смеялись. Обнимались, смешались, устроили кучу малу - и врачи, и пациенты. Маргарите Петровне кто-то разбил в поцелуе губу до крови, но она же первая над казусом больше всех и смеялась. Такого ликования, счастья, я больше не испытывал никогда!».
Для Фёдора Коваля, правда, война закончилась позже. Раненых нужно было лечить, готовить к выписке, началась война с Японией. Расформировали госпиталь в декабре 1945-го года и вот тогда Коваля демобилизовали.
Сейчас Фёдору Даниловичу Ковалю 97 лет и самое удивительное - он продолжает работать. Ветеран войны в Славянске-на-Кубани - легенда, местная знаменитость. Трудится хирургом в городской поликлинике и хирургом-экспертом в военкомате.
«Девятое мая отмечу дома, а 12 мая - как обычно, иду на работу в военкомат, в призывную комиссию, - говорит Фёдор Данилович. - Медики всегда на переднем краю - такая судьба и миссия. Настроение ровное, оптимистичное. Чувствую себя сильным и здоровым. Сдал мазок на коронавирус, если вирус высеется - меня посадят на карантин. Но пока что я работаю».
Отец расписался на Рейхстаге
Клавдия Коплик родилась в 1947-м. Её отец фронтовик Иннокентий Якимов войну закончил в Берлине. С этим фактом женщина связывает невероятное событие, произошедшее девятого мая 1965 года на улице Комсомольской посёлка Ильского, что находится под Краснодаром. Именно тогда в СССР этот день был объявлен нерабочим. Впервые День Победы отмечали как государственный праздник - с демонстрацией и народными гуляниями.
Как вспоминает Клавдия Коплик, чуть позже в тот день состоялась демонстрация. Иннокентий Алексеевич шёл впереди колонны вместе с другими фронтовиками посёлка. На центральной площади было людно и шумно. Играла музыка. На втором этаже Дома культуры выставили огромные мощные колонки. Одну за другой ставили пластинки с песнями военных лет из репертуара Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой, Марка Бернеса и других всенародно любимых исполнителей. Подпевали и пританцовывали все. Работали буфеты, продавалось мороженое, пирожные, напитки. Вечером на площади были танцы. Весь день всех без исключения не покидало ощущение счастья. Люди улыбались, поздравляли друг друга, и казалось, что с каждым новым днём жить будет ещё лучше.
«Хорошо помню День Победы в 1995 году, - вспоминает житель Краснодарского края Александр Пономарев. – Тогда тоже был юбилей, поэтому, по сравнению с предыдущими, праздновали с размахом. Бабушке – а она в войну работала на тракторе в колхозе – подарили часы и набор стаканов с надписью «50 лет Победы». Я учился в шестом классе и играл в школьном духовом оркестре, мы выступали у местного Дома культуры и на небольшом солдатском кладбище у школы. Играли «День Победы» и «Прощание славянки». Многие люди плакали, бабушка тоже. Ещё помню, что тогда по телевизору шёл её любимый фильм – «Семнадцать мгновений весны».
«Во время войны мы с семьей жили в городе Камышлове Свердловской области, - рассказывает писатель, публицист, герой труда Кубани Владимир Рунов. - Мой отец был начальником железнодорожной станции, и я мальчишкой часто туда бегал. В городе было много госпиталей, поэтому ежедневно привозили раненых.
В 1945 году мне было семь лет. Девятого мая я проснулся от того, что от праздничного артиллерийского залпа в доме вылетели все стекла. Так я узнал, что мы победили. Конечно, я выскочил на улицу и побежал по городу. Впрочем, из домов повыбегали все. Люди кричали, обнимались, плакали, целовались. Это был день всеобщего ликования».