Главными свидетелями истории зачастую становятся предметы, обнаруженные археологами через тысячелетия. Они помогают понять, чем дорожили люди, предшествовавшие нам, как жили, чем пользовались.
Коллекция изделий из золота и серебра из раскопок Горгиппии включает украшения и детали одежды: браслеты, перстни, фибулы, височные привески, заколки, обереги, амулетницы, бусы, серьги, пряжки, детали поясной фурнитуры, фигурные нашивки.
Зачем фига в кармане
В качестве оберега от сглаза часто носили предмет в виде «рогатой руки» - вытянутый указательный палец и мизинец, а также фигу-кукиш (примечательно, что до сих пор, эти жесты некоторые считают отвращающими сглаз и порчу, а также нечистую силу). А в древние времена, как выясняется, были такого рода обереги. Также в этом качестве использовали различные подвески и медальоны с изображением богов. Амулетницы разных форм носились на груди и предназначались для хранения талисманов и оберёгов.
К слову, греческие мастера-ювелиры и торевты в Северном Причерноморье стремились сочетать черты классического искусства и местные традиции. Для первых веков нашей эры характерно применение в ювелирных изделиях цветных камней и стеклянных вставок, что связано с распространением варварской знати - как раз в это время стал развиваться полихромный, многоцветный стиль.
Перстни-печатки из Горгиппии с резными камнями - геммами содержат изображения Аполлона, Тихе, Афины, Козерога. Популярность гемм была обусловлена верой в магические свойства драгоценных камней.
Но наиболее были распространены бусы и подвески. Чаще всего они были сделаны из египетского фаянса, стекла и камней - янтарь, гранат, сердолик, халцедон, кварц, агат и т.д. Популярными были так называемые глазчатые бусы.
Молились и заклинали
Мифы свидетельствуют о том, что медицину в античном обществе рассматривали как особое искусство сохранения здоровья и красоты, которому покровительствуют боги. Богиня мудрости Афина якобы научила медицине Прометея, а он передал искусство врачевания людям.
А бог солнечного света Аполлон, по преданиям, мог насылать болезни и исцелять их.
Кстати, греческая колонизация породила особый культ Аполлона Врача, который был покровителем колонистов, спасал их и от опасностей, и от болезней. В честь Аполлона Врача по берегам Боспора сооружались храмы и святилища.
Многочисленные подтверждения этому обнаруживали археологи. Так, в Горгиппии найдено донце чернолаковой тарелочки с процарапанной подписью (графити) с посвящением Аполлону Врачу.
Также при раскопках городища найдены медицинские инструменты: скальпель, вилочка, пинцеты, ложечки, лопаточки, копоушки, ножи. Использовалась керамическая и стеклянная посуда: кувшины, бутылки, колбы, бальзамарии. Для приготовления лекарств использовались ступки, пестики, плитки для растирания.
Параллельно с практической медициной развивалась медицинская магия, которая призвана была оградить человека от заговора, сглаза, болезней. В медицине было распространено убеждение, что некоторые камни - агат, янтарь, малахит, сердолик - оказывают влияние на здоровье, психику и даже жизнь человека.
Так, в окрестностях Анапы найден агатовый шарик - медицинский амулет - с двумя симметрично расположенными надписями треугольных очертаний. На одной стороне заклинание: «Для исцеления от ядов… Дамнаменей («укрощаю»), амнаменей, мнаменей, наменей, аменей, меней, еней, ней, ей». Второй текст: «Господи, прошу тебя, сделай моё лечение полезным для здоровья возглавляющей головы, ушей, мозговой оболочки, гортани, языка, переносицы, зубов, рта».
В первые века н.э. на Боспор ввозились предметы из египетской пасты - бусы, фигурки, амулеты, подвески в виде сжатой в кулак руки, с изображением лежащего льва, скарабеев, различных божеств.
Сближение миров
Также заглянуть в тайны истории помогают скульптуры.
Мраморная и бронзовая скульптура из раскопок Горгиппии немногочисленна, но выразительна. Так, в 1939 году была найдена статуя наместника античного города Неокла примерно в том месте, где находится один из санаториев. Статуя была воздвигнута сыном Неокла, тоже наместником Горгиппии Мойродором, в честь своего отца в 186 году н.э. Об этом говорит надпись, найденная неподалёку. Неокл изображен как истинный грек, но на шее у него гривна, заканчивающаяся двумя змеиными головками и подвеской в виде головы быка. Это украшение - символ власти, правда, по стилю больше варварский, чем греческий.
Последний период в истории греческой культуры называется римским, так как Греция потеряла независимость и стала римской провинцией Ахайя. Греческие колонии, даже без прямого подчинения римским легионам, признавали эту зависимость в политическом плане и вынуждены были строить добрососедские, взаимовыгодные отношения с окружающим их варварским миром. Так происходят сближение культур двух миров, переплетение отдельных элементов, что нашло отражение в стилистике гривны Неокла.
Богиня… случая
Также в Горгиппии был воздвигнут храм в честь Афродиты Навархиды. При раскопках найдены статуэтка Афродиты с Эротом, несколько женских голов, части обнажённых женских фигур, принадлежащих Афродите.
Каменное изображение богини случая Тюхе найдено в подвале дома конца III - первой половины I в. до н.э. вместе с терракотовыми фигурками богини матери Кибелы, беременной женщины.
Величественная богиня, покровительница городов, акрополей, частных лиц и царей, восседает в высоком кресле, на голове у неё калаф, слева к плечу тянется рог изобилия.
Богиня в хитоне, подвязанном под грудью и плаще, драпировка которого укрывает спину и левую руку, изображена сидящей в кресле с высокой спинкой. Обе руки сложены на коленях - поза величественная, изваяние относится к I-III вв. н.э.
Прощальный барельеф
Ещё один памятник античности, обнаруженный в Горгиппии, - мраморное надгробие в виде вертикальной трёхъярусной стелы с рельефами в прямоугольных рамках.
Верхний передаёт сцену загробной трапезы: на ложе-клине возлежит мужчина, перед ним столик с яствами, в правом углу - юноша с собакой. Под рельефом подпись: «Гликарион, сын Пофиска, прощай!»
Средний рельеф содержит изображение всадника, остановившегося перед юношей в «позе печали», опирающемся на колонну.
Надпись «Гликарион…» была уничтожена третьим рельефом, выполненным рукой другого мастера, на котором изображена сидящая в кресле женщина. За спинкой кресла - маленькая фигурка служанки с сосудом в руках. На рельефе надпись: «Гедин, жена Агафа, прощай!» Датируется: середина I- начало II в. н.э.
(В статье использованы материалы Анапского археологического музея. - Прим. ред.)
Кстати
История Анапского музея начинается с комнаты древностей, которая открылась в городском Курортном зале в 1909 году. В основу экспозиции была положена коллекция предметов античности археолога, профессора Петербургского университета Николая Ивановича Веселовского (1848 -1918), который с 1895 года проводил раскопки на Кубани и жил в Анапе на собственной даче. В 1908 году профессор раскопал античный склеп в окрестностях Анапы, провёл его демонтаж и перевёз на территорию городского сада на Высоком берегу. Памятник античной погребальной архитектуры был восстановлен под руководством Н. Веселовского и открыт для осмотра вместе с Комнатой древностей.
Музей вновь был открыт в 1932 году стараниями краеведа и археолога Георгия Федосеевича Чайковского. Но коллекции музея были утрачены в годы фашистской оккупации. Осенью 1945 года в Анапе начинает работу краеведческий музей. В послевоенные годы раскопки на территории города проводил В. Блаватский. В результате в 1954-1956 годах в фонды музея поступили первые археологические комплексы-материалы погребений раскопок некрополя Горгиппии.
С 1960 года начинаются систематические исследования городища на Набережной Анапской экспедиции Института археологии Академии Наук. Было исследовано свыше 1600 кв. м городища Горгиппии, более 700 погребений её некрополя, в окрестностях города - усадьбы, могильные курганы.
В 1975 году на улице Горького был открыт склеп с росписями на тему подвигов Геракла и саркофаги с уникальными находками.
В 1977 году решением Совета Министров РСФСР в Анапе при исследованной части древнего города был создан музей-заповедник Горгиппия с экспозицией под открытым небом и выставками. На сегодняшний день его общая площадь - 1,76 га.