Субсидии на развитие и не только. Что даст Краснодару статус миллионника?

Александр Власенко / АиФ

Федеральная служба государственной статистики подтвердила новый статус Краснодара - в городе официально проживает миллион человек. А на самом деле - ещё больше. Как считают жителей города, почему официальные данные всегда отстают от реальных и что даёт факт признания миллионником, рассказывает «АиФ-Юг».

   
   

На самом деле больше

Краснодар стал 16-м официальным миллионником в стране. До этого последнее пополнение в клубе «миллионеров» произошло в 2012 году, когда список пополнили Воронеж и Красноярск.

О том, что в краевом центре живёт больше людей, чем указывает официальная статистика, говорили давно. Год назад помощник мэра Краснодара Владимир Вербицкий озвучил данные городского УВД - 1 318 142 человека. Методику подсчёта объяснил руководитель пресс-службы управления МВД по Краснодару Артём Коноваленко - именно столько людей стоят на учёте по месту пребывания (временно зарегистрированы) и по месту жительства -  т.е. прописаны в краевом центре в собственных домах и квартирах. Конечно, не все живут по месту прописки, но и становиться на учёт спешат далеко не все приезжие, поэтому цифра наиболее приближена к реальности. Получить новый статус власти Краснодара пытались ещё во время прошлой переписи в 2010 году, тогда реальное население оценивали в 1,2 млн человек - считали по выданным медицинским страховым полисам. Но результат переписи оказался скромнее - 744995 человек. Новая перепись пройдёт в 2020 году.

В первую очередь в Краснодаре нужно решать проблему с дорогами - расширять их физически некуда, дорогостоящие проекты, вроде переноса железной дороги за пределы города, нежизнеспособны, значит, надо, как в Европе и Китае, подниматься на второй ярус - строить скоростные трамваи, монорельсы.

Так что же даст Краснодару новый статус? В советское время, когда экономика была плановой, миллионники получали из федерального центра особые блага, например, обязательное строительство метрополитена. Правда, метро построили только в шести городах-миллионниках, которые получили статус ещё до 1980 года: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара и Екатеринбург. Из городов, ставших миллионерами позже, подземку сделали только в Казани в 2005 году.

Нужны дороги!

«В Советском Союзе обладатели статуса «миллионника» претендовали на строительство метро, театров и кино, парков и зон отдыха горожан - говорит доктор экономических наук Сергей Берлин. - Сейчас, понятное дело, таких утверждённых нормативов нет, но новый статус всё равно предоставляет городу определённые финансовые преференции из федерального и краевого бюджетов. Может, не такие большие, как хотелось бы - всё-таки денег сейчас в казне не так много, но всё равно это плюс для краевой столицы. В первую очередь в Краснодаре, я считаю, нужно решать проблему с дорогами - расширять их физически некуда, дорогостоящие проекты, вроде переноса железной дороги за пределы города, нежизнеспособны, значит, надо, как в Европе и Китае, подниматься на второй ярус - строить скоростные трамваи, монорельсы. Развивать муниципальный транспорт, его количество и качество необходимо обязательно, выделенные полосы не всегда эффективно работают - мы помним коллапс на улице Северной четырёхлетней давности. Проект канатной дороги тоже под вопросом, в том числе из-за проблем со свободными земельными ресурсами. Надеюсь, статус города-миллионника позволит нам более активно участвовать в федеральных программах финансовой поддержки крупных городов, реализовывать масштабные инфраструктурные инвестиционные проекты. Надеюсь на полномасштабное возвращение программы «Краснодару - столичный облик». Правда, для активного участия в федеральных программах у края не должно быть государственного внешнего долга - именно поэтому Татарстан куда активнее участвует в них».    
   

Метро не будет

Школы, поликлиники, детские сады - тоже важное дело, но социальная сфера - в первую очередь зона ответственности муниципалитета, а вот транспортную инфраструктуру миллионнику-Краснодару надо подтягивать.

Кстати
В России только один город с населением более 10 млн человек - Москва (12 380 664 по данным на 1 января 2018-го). На втором месте по численности Санкт-Петербург (5 281 579). Население остальных миллионников - Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Челябинска, Омска, Самары, Ростова-на-Дону, Уфы, Красноярска, Перми, Воронежа, Волгограда и Краснодара - не превышает 2 млн жителей.
«Дело в том, что вся сегодняшняя инфраструктура Краснодара: водоснабжение, энергетика, канализация, школы, детские сады, поликлиники, дороги, - рассчитывалась ещё в советские годы исходя из предельной численности населения в городе в 870 тыс. человек, - говорит председатель комитета ЗСК по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения, социальный технолог Николай Петропавловский. - За последние годы количество жителей в городе увеличилось почти в два раза – по различным подсчётам в Краснодаре сейчас живёт 1,4-1,5 млн. человек, так что и миллион – ещё промежуточный итог, что, скорее всего, докажет Всероссийская перепись населения-2020.  А инфраструктура осталась прежней. Мы это прекрасно видим, когда добираемся из спального района в центр полтора часа или отдаём ребёнка в 1 «Ф» класс. Из федерального центра расхождение между количеством населения и социалкой не так заметно, потому что там смотрят на устаревшие статистические показатели. Так что самое главное – Краснодар получил весомый аргумент: мы теперь не только сами знаем правду о нагрузке на инфраструктуру и можем закладывать её в планы развития города, но и будем озвучивать эти цифры на совещаниях в Москве. Это значит, что Краснодар получит дополнительные трансферты из федерального бюджета именно на социальную инфраструктуру. Она не должна страдать от несоответствия расчётных цифр. А вот метро в городе вряд ли  построят – это принцип работал только в советские времена».

Кроме дополнительных финансов, статус миллионника более привлекателен для бизнеса - рынок сбыта больше. И на новых географических картах Краснодар теперь будут обозначать большим кружком и писать его название крупным шрифтом.