Экономический кризис бьет по карману не только пенсионеров и социально незащищенных кубанцев, но и так называемый «средний класс», представителей которого становится с каждым днем все меньше. И одна из серьезных статей расходов - оплата места для своего железного «коня».
Как бесплатное стало платным…
Текст петиции небольшой, но емкий и вполне справедливый:
«В Краснодаре большинство некогда бесплатных парковок стали платными и недоступными для многих горожан из-за своей цены. И чаще всего они не охраняются. За что мы должны отдавать деньги? Из-за них возникает еще больше пробок, а стоянка в неположенном месте только плюс для эвакуаторов. Сделано все, но только не для людей. Платные парковки в центре города это логично и приемлемо, но ведь не по всему Краснодару! Почему большинство людей, недовольных происходящим, молчит? Пока мы будем принимать ситуацию такой, как она есть, ничего не изменится, и на нас, простых рабочих людях, будут продолжать наживаться. Давайте прекратим весь этот произвол!»
Тему парковок и эвакуаторов «АиФ-Юг» поднимает регулярно. Не так давно мы писали о том, что в Краснодаре почти не осталось мест, где можно оставить машину бесплатно, ведь в городе хозяйничают эвакуаторы. Да, есть платные парковки и автостоянки, но их катастрофически не хватает! А для работающих людей, вынужденных на весь день где-то оставлять свои авто, они неоправданно дороги. Изначально работа службы эвакуации была направлена на разгрузку города от пробок, но в реальности, похоже, все превратилось в чей-то выгодный бизнес.
Это не огульные обвинения. Данные о доходах служб эвакуации есть в открытом доступе, и они значительно превышают штрафы за неправильную парковку, идущие в бюджет.
«Я живу на улице Ставропольской. Вдоль почти всей улицы существовали «карманы», где можно было ставить автомобили, - рассказывает Александр Бочковский. - Прошлым летом на нечетной стороне сделали ремонт дорог – расширили «карманы», сделали дополнительные парковочные места. На четной же стороне, просто разрисовали имеющиеся парковки и поставили автоматы для сбора денег. С какой радости? Такая ситуация по всему городу! Я понимаю, в центре свободных мест не хватает, а зачем «обложили данью» спальные районы?»
Больше бесплатных парковок - больше авто?
Чтобы обсудить эти и другие вопросы, глава Краснодара Владимир Евланов встретился с жителями краевого центра.
«В городе проведена большая работа по формированию современного парковочного пространства. С тем количеством транспорта, который в настоящее время есть в Краснодаре и въезжает в краевой центр ежедневно, проблема загруженности дорог стоит крайне остро. И одно из решений в этом случае — грамотная организация парковочного пространства, чтобы паркующиеся авто не мешали движению транспортного потока, - рассказал он. - За два года мы приобрели определенный опыт, и сегодня можем говорить об определенных успехах, но были также и недостатки, на которые нам справедливо указывали горожане».
При организации платного парковочного пространства власти Краснодара обратились к опыту европейских городов и Москвы. Многочисленные исследования показывают, что, чем больше в городе будет строиться бесплатных автомобильных парковок, тем чаще будет использоваться личный транспорт. Бесплатные паркинги в центре города, а также в местах массового притяжения граждан побуждают жителей приезжать туда на личном автомобиле, что вызывает дальнейший рост автомобилизации и, как следствие, увеличение числа заторовых ситуаций в центральной части города.
На сегодняшний день в Краснодаре зарегистрировано более 440 тысяч транспортных средств. Ежегодно наблюдается тенденция увеличения общего парка автомобилей на 15–20 тысяч единиц. При этом столица Кубани занимает первое место в России по количеству автомобилей на душу населения (на 1000 жителей — 437 авто, Москва — 417 авто). Кроме того, в город ежедневно въезжают около 150 тысяч автомобилей.
В этих условиях необходимы четкие и конкретные меры по организации движения и развитию дорожной инфраструктуры, которые позволят эффективно бороться с пробками на проезжей части. Такой комплекс мер разработан, он включает около десяти пунктов. Среди них — поэтапное внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), реконструкция основных и второстепенных дорог, изменение схем движения на отдельных участках улично-дорожной сети и, в том числе, создание платных муниципальных парковок как уже зарекомендовавший себя механизм увеличения пропускной способности улиц и интенсивности транспортного потока.
За счет инвестора?
На встрече с краснодарцами выступил заместитель директора департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды Владимир Архипов. Он объяснил, что платные парковки организуют инвесторы. Денежные средства на эти цели из городского бюджета не выделяются. По истечении срока действия инвестиционного соглашения все парковочное оборудование и программное обеспечение будут полностью переданы в собственность города.
Распределение выручки в соответствии с инвестиционным соглашением осуществляется следующим образом: 90% денежных средств от оплаты парковки поступает инвестору в счет возмещения затрат за поставленное оборудование и его содержание и 10% в городской бюджет, в частности, в дорожный фонд Краснодара. За весь период реализации инвестиционного соглашения — с мая 2014 по январь 2016 года — от предоставления парковочных мест на платной основе муниципальная казна получила более 9 млн рублей.
Горожане также высказали свое мнение. В частности, они говорили о необходимости пересмотра работы платных муниципальных парковок возле лечебных учреждений, подняли вопрос о перехватывающих парковках на въездах в город.
Также поднимался вопрос о льготной парковке для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Владимир Архипов пояснил, что на всех платных муниципальных парковках выделено не менее 10% мест для инвалидов, обозначенных соответствующей разметкой. В настоящее время выдано 1173 парковочных разрешения по заявлениям, поступившим от водителей-инвалидов, на бесплатную стоянку на платных муниципальных парковках.
Трафик бесконечен
Константин Трудик, общественный деятель, координатор городского велодвижения
«История с платными парковками длится вот уже несколько лет и пережила несколько кругов обширных дискуссий. Ни для кого не секрет, что модель платных парковок повторяет московскую с некоторыми улучшениями. Поэтому в Краснодаре по существу нечего критиковать. Сам принцип платных парковок уже обкатан в столице и уже дал результат. Неудивительно, что одним из лозунгов автомобильных лоббистов стал: «Здесь вам не Москва».
Но спекуляции на теме пробок и их избавления – благодатное поле для пиара и политических разборок на уровне города. Население Краснодара давно и прочно сидит на автомобильной игле и всеми силами будет за нее цепляться. Тут сплелись и жажда комфорта, и чувство собственной важности, и даже такая психологическая проблема, как создание личного закрытого пространства.
Однако же решение всей проблемы пробок традиционно прозрачное и всегда лежало на поверхности. Просто эта идея не нравится большинству автомобилистов. Просто меньше пользуйтесь автомобилем.
Все элементарно.
Если вы хотите похудеть – достаточно просто меньше есть. Все это понимают, но до последнего продолжают уповать на таблеточки, секретные диеты и волшебные тренажеры из магазина на диване. Но даже если вы займетесь спортом – вам это не поможет. Придется все равно меньше есть. Ну, природа так устроена, физику не обманешь.
Точно так же не обманешь геометрию. Каждый автомобиль - это в среднем около 15 квадратных метров. И места на всех не хватает. То есть его уже нет. Можно сколько угодно обсуждать, кто виноват, но нам в этом жить. Ну, или сносить все торговые и деловые здания из центра. Или делать парковками все остальное оставшееся пространство. Например, с Театральной площади убрать фонтан и сделать обратно парковку.
Иногда новые дороги действительно снижают остроту проблемы заторов на некоторых участках, но в большинстве случаев эти заторы просто перемещаются на другие транспортные узлы. Трафик может увеличиваться до тех пор, пока не займет все свободное место на дороге».