Мстислав против Редеди. Как князья устроили поединок на Тамани

На месте, где была Тмутаракань, нашли остатки фундамента церкви. © / Commons.wikimedia.org

В рамках проекта «Наследие и наследники Боспорского царства» мы рассказали о многих событиях, которые происходили на территории современной Кубани. А многие ли знают, что знаменитая схватка князя Мстислава с касожским князем Редедей тоже произошла в здешних местах, а точнее в районе Тамани.

   
   

А был ли подвиг?

Итак, лаврентьевская редакция «Повести временных лет» и Никоновская летопись содержат подробный рассказ о войне Мстислава с племенным союзом ясов и касогов, возглавляемых Редедей, в 1022 году.

В центре внимания летописцев оказался личный поединок предводителей сторон, который также отражен в «Слове о полку Игореве»: «Песнь пояше… храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы касожъскыми».

Историки считают, что возможность таким образом решить исход войны говорит о переходности эпохи, в которой жили князь Мстислав и его современники. Трудно представить себе исход Куликовской битвы поединком московского князя Дмитрия и ордынского темника Мамая! И дело не в отсутствии личной смелости. Государственные мужи XIV в. да и их подданные уже не могли себе позволить доверить судьбу своих стран превратностям личного состязания. А в те времена, когда жили Мстислав и касожский князь Редедя, очевидно, на Тамани и Северном Кавказе еще был в ходу подобный старинный обычай. Он предписывал бороться без оружия, хотя, очевидно, предполагал возможность добить проигравшего кинжалом, как и сделал в конце боя Мстислав. Судя по всему, это входило в правила, ведь дружина зарезанного Редеди не кинулась в бой мстить за своего предательски убитого вождя, а признала победу русского князя. То же касалось и семьи поверженного Редеди.

Почему-то достойным подвигом, а не предательской уловкой представлен исход поединка Мстислава и Редеди в «Слове о полку Игореве». Согласно летописи, в 1022 году войска ясов и касогов сошлись в поле с дружиной Мстислава Тмутараканского. Яско-касожский вождь Редедя предложил Мстиславу не губить воинов, а решить спор в личном поединке. Редедя слыл мощным богатырем, был прославленным у своего народа борцом. Однако и Мстислав не уступал ему в личной храбрости.

Русский князь стал молиться Богородице, чтобы даровала ему победу. Обещал воздвигнуть в ее честь храм в Тмутаракани.

Русские летописи подчеркивают молодость русского князя и отсутствие у него того опыта, которым обладал зрелый Редедя. Из-за этой ремарки многие историки не признают датой рождения Мстислава 983 год. К 1022 году Мстиславу было бы под 40 лет, что и в то, и в наше время никак не может считаться молодостью. Между тем некоторые историки подчеркивают, что князь Мстислав был достаточно взрослым человеком. Он имел собственных детей - сына Евстафия и дочь Татьяну. Как политик он к 1016 году сумел подчинить Тмутаракани всех окрестных ей хазар.

   
   

Поединок начался не в пользу Мстислава. Могучий Редедя стал давить его к земле. Мстислав был христианином. Известно его крестильное имя - Константин. Русский князь стал молиться Богородице, чтобы даровала ему победу. Обещал воздвигнуть в ее честь храм в Тмутаракани. В итоге он выиграл, сумев зарезать своего противника ножом «перед полками касожскими».

«И нача изнемогати Мстислав, бо бе велик и силен Редедя, и рече Мстислав - «О пресвятая Богородица, помози ми, аще бо одолею сего, съзижду церковь во имя твое». И рек се, удари им оземлю, и вынзе нож и зареза Редедю». «Повесть временных лет».

Конец войне

Обещание свое Мстислав выполнил. Археологи нашли в месте, где некогда стояла Тмутаракань, остатки фундамента Богородичной церкви.

Победа над Редедей положила конец войне 1022 года. Как и требовал древний обычай, победитель получил власть над землей и подданными проигравшего Редеди. Мстиславу досталась и семья яско-касожского вождя, но с ней он обошелся довольно по-рыцарски.

Жена и два сына Редеди жили при князе и входили в тмутараканскую элиту. Мстислав стал крестным отцом сыновей Редеди. В крещении они приняли имена Юрий и Роман. Последний стал зятем Мстислава, женившись на его дочери Татьяне. По преданию, от этой пары вели свое происхождение несколько московских аристократических родов - Белеутовы, Добрынские, Сорокоумовы-Глебовы.

Между тем власть Мстислава над ясами и касогами значительно увеличила военные возможности тмутараканского правителя, и он решил вмешаться в борьбу за отцовское великокняжеское наследство. Великий князь Владимир умер в 1015 году. Никакого четкого порядка престолонаследия на Руси еще не выработалось, с момента кончины Владимира и до 1019 года шла на Руси усобица между его сыновьями. Летописи приписывают Святополку, старшему сыну или племяннику Владимира, убийство братьев - Бориса и Глеба, а также намерение истребить всех своих братьев-соперников. Однако Ярослав, князь новгородский, оказался удачливее и сильнее Святополка. В 1016 и в 1019 гг. с помощью новгородцев и варягов он разбил Святополка, и тот, бежав на Запад, там и сгинул.

А что генеалогия?

«Каждый крупный боярский род представляет для исследователя свои загадки и особые трудности, - пишет известный историк Степан Веселовский. - В Государеве родословце и в Бархатной книге помещены в особых главах три рода: в 27-й главе род Добрынских, в 28-й - род Белеутовых и в 32-й - род Сорокоумовых-Глебовых. Никаких легенд о выездах нет: род Добрынских начинается с Константина Ивановича, род Сорокоумовых - с Михаила Сорокоума, а род Белеутовых - с Александра Белеута, причем прибавлено: «от Редеги». Таким образом, эти три рода оказались разъединенными, и только в роде Белеутовых сохранился след легенды о Редеде.

Между тем, в частных родословцах, в родословных росписях, поданных в конце XVII в. для составления родословной книги, и в других источниках, например, в разрядных книгах, сохранилось много указаний на то, что эти три рода произошли от одного родоначальника. Пусть легенда о Редеде как родоначальнике не выдерживает критики, но она ценна для исследователя как смутное воспоминание о едином родоначальнике. В генеалогии боярских и вообще служилых родов нередки случаи и полного забвения единства происхождения, и случаи, когда разбившиеся на несколько фамилий родичи помнили о единстве происхождения, но не могли дать удовлетворительной росписи первых поколений.

В Лаврентьевской летописи (под 1022 г.) есть рассказ о касожском князе Редеде, который, не желая губить воинов, предложил кн. Мстиславу решить бой единоборством с условием, «да аще одолееши ты, то возмеши именье мое и жену мою, и дети мое, и землю мою; аще ли яз одолею, то възму твое все»1. Частные родословцы заимствовали из летописей эту легенду и прибавили, что князь Владимир Мстиславич, убивши в единоборстве Редедю, взял его двух сыновей, Юрия и Романа, и женил Романа на своей дочери, от которой и пошли указанные роды. При этом, разумеется, не обошлось без хронологической несообразности: родословцы показывают от Романа Редедина до Константина Добрынского и Андрея Одинца, живших во второй половине XIV в., всего пять поколений, тогда как их должно было бы быть не менее десяти-двенадцати. Родословцы ничего не говорят о времени и обстоятельствах выезда сыновей Редеди в Москву, так что остается неизвестным, где жили, кому служили и когда стали служить московским князьям потомки Романа.

Отголоски легенды о Редеде мы находим и в других источниках, кроме родословцев. Так, в XVI в. в разрядных книгах одна из отраслей рода Добрынских носила фамилию Зайцевых-Редегиных. Воспоминание о Редеде мы находим в росписях, поданных в конце XVI в. Гусевыми, Бирдюкиными-Зайцевыми 2. В этих росписях родословие начинается с Редеги, причем Сорокоумовы-Глебовы считаются сородичами Добрынских и Белеутовых согласно версии частных родословцев».