Компьютерные игры - не просто развлечение, а серьёзный бизнес. В прошлом году оборот отрасли в мире составил 145,7 млрд долларов - в два раза больше, чем музыкальная и видеоиндустрия, вместе взятые. Над созданием стрелялок, бродилок и стратегий работает множество людей. От кого зависит, каким будет персонаж и место действия, «АиФ-Юг» рассказал художник компьютерных игр Владимир Кухарь.
В объём - из плоскости
15 лет назад выпускник художественно-графического факультета КубГУ решил рисовать компьютерные игры. В Краснодаре тогда такого работодателя найти было практически нереально, поэтому Владимир отправился в Москву. На первом этапе художник занимался рутинной работой: двигал пиксели, менял рамки фотографий и т.д. Когда поднаторел в профессиональных компьютерных программах, художник перешёл на следующий этап - начал рисовать аватары для игроков: эльфы, тролли, гоблины, роковые красавицы с мечами и мускулистые Конаны-варвары. Так Владимир Кухарь добрался до следующего этапа - стал концепт-художником новой компьютерной игры.
«В нашей работе есть несколько направлений, внутри каждого ещё специализации, - рассказывает он. - Художники делятся на 2D и 3D. Первые работают с объектами на плоскости, вторые переводят их в объёмные изображения. Есть ещё дизайнеры интерфейса, локаций - мест, где происходит действие сюжета. Так что итоговый результат зависит от всей команды».
За общую визуальную часть, совмещение художественных и дизайнерских особенностей отвечает арт-лидер.
«В этой иерархии я 2d концепт-художник, - объясняет Владимир Кухарь. - Моя работа начинается с того, что я читаю сценарий, дизайн-документ и затем создаю общий тон, атмосферу, разрабатываю персонажей, окружения. Кстати, как и в фильмах, сценарии игр часто делают на литературной основе. Затем мы обсуждаем получившиеся со сценаристом, и если визуальная часть утверждена, то передаю рисунки дальше, 3D-моделлеру. Он уже накладывает текстуры и т.д».
Этот специалист отвечает за придание любому объекту или персонажу объёма. Профессия 3D-моделлера, по словам Владимира Кухаря, более техническая, нежели творческая. Здесь человеку важнее не уметь рисовать, а знать специальные программы.
«Поэтому передавать порой приходится рисунки сразу в трёх проекциях», - улыбается художник.
Инструменты художника
По словам Владимира Кухаря, с его колокольни разницы между художником компьютерных игры и обычным практически нет. Только инструменты отличаются - вместо карандаша стилус и графический планшет, вместо масляных красок и холста - специальные программы и монитор.
«В индустрии достаточно распространённая практика приглашать известных офлайн-художников для работы над играми, - продолжает Владимир. - Часто для этого сделанные на бумаге работы просто переносят в цифровой вид».
Чтобы устроиться на работу в индустрию компьютерных игр, говорит художник, главное - уметь рисовать. Дипломы о высшем образовании сейчас никто не спрашивает, работодателю достаточно посмотреть на порфтолио - его обычно размещают на специализированных сайтах.
Технические инструменты, необходимые для 2D-художника, это компьютер и графический планшет.
«Можно не гнаться за самым мощным железом, это 3d-моделлеру необходима производительность, - объясняет Владимир Кухарь. - А без планшета не обойтись, ведь в играх ценится максимально отрисованный арт, наброски не подойдут. Ведь главная задача художника в том числе создать такие условия, чтобы человек вообще не хотел выходить из виртуального мира».
Программа для работы - Adobe Photoshop, Painter, Corel Draw, Illustrator. Для 3-d художников нужен 3D-MAX, Maya.
С чего начинают
Пандемия многих отправила из офисов на удалёнку, но в индустрии компьютерных игр такой тип работы процветает давно. Дело в том, что сотрудники обычно разбросаны по разным городам и странам.
«Для общения внутри команды у нас есть Basecamp - распространяющийся по публично-облачной модели инструмент для управления проектами, совместной работы и постановки задач, - рассказывает Владимир Кухарь. - Там я вижу, что мне надо сделать сейчас, ставлю задачи другим. В офисах работают в основном те, кто трудится над рекламным сопровождением игры- ведь надо сделать так, чтобы продукт покупали».
«Кстати, на моей памяти ещё не одна компьютерная игра не вышла в срок, всё время дедлайны переносились», - улыбается Владимир Кухарь.
Начинающий 2D-художник компьютерных игр в Краснодаре (это условно, потому что индустрия глобальная и здесь можно работать над элементом релиза, который выйдет за океаном ) может рассчитывать на зарплату в районе 40 тысяч рублей в месяц.
«На начальном этапе чаще всего приходится отрисовывать детали, делать конфетку из черновика, - говорит Владимир. - Дальше развиваешься, для этого надо постоянно рисовать то, что тебе нравится, создавать собственный узнаваемый стиль, который может привлечь людей. Художники хорошего среднего уровня могут рассчитывать на зарплату в районе 100 тысяч рублей в месяц».
Кто в команде?
Создание компьютерных игр обходится в космические суммы - например самая дорогая на данный момент Destiny обошлась производителям в 500 млн долларов. Понятное дело, что над таким проектом, как и над голливудскими блокбастерами, работают сотни, а порой и тысячи людей. Но основные специальности в игровой индустрии это:
Сценарист - человек, который придумывает повествовательную часть игры, то есть её историю. Он выбирает тему, сюжет, описывает персонажей, мир, время и место действия, диалоги героев.
Геймдизайнер создаёт концепцию игры, задачи и весь игровой процесс. По сути, это архитектор нового мира.
Художник рисует то, что придумали сценарист и геймдизайнер.
Программист переводит все задумки в цифровой формат, по сути оформляя продукт.
Игровой дизайнер или дизайнер карт наполняет игровое пространство предметами, событиями и участниками.
Звукорежиссёр отвечает за всё музыкальное сопровождение игры - от саундтреков до голоса персонажей и шумы природы.
Бета-тестер проверяет продукт до выхода в свет, ищет и помогает исправить ошибки в нём.
Средний возраст российского игрока - 36 лет
По информации «Яндекса», в 2019 году оборот российского рынка видеоигр достиг 2 млрд долларов и приблизился к темпам глобального роста индустрии. В 2014-2018 годах оборот в России ежегодно увеличивался в среднем на 20-25%.
47% оборота или 940 млн долларов приходится на игры Free-to-play (система распространения, когда играть можно бесплатно, но есть траты внутри - на скины, оружие и т.д.). При этом быстрее всего растёт сектор мобильных игр - за прошлый год он увеличился на 29% и достиг 700 млн долларов, составив 34% российского оборота.
Средний возраст российского игрока - 36 лет. 60% мужчин и 39% женщин предпочитают игры для PC. В консольные версии играют 21% и 13% соответственно. При этом часть геймеров одновременно имеет и PC, и консоль. Средний доход на игрока вырос на 11% - до $41 (2,4 тысячи рублей). Ежемесячно он совершает в среднем три игровых покупки и трижды платит за донат стримерам.