Не профессия, а призвание. Как привлечь и удержать молодых педагогов в школе

Татьяна Зубкова / АиФ-Юг

Очередное заседание клуба «Деловая среда» газеты «Аргументы и Факты-Юг» состоялось в Краснодаре. На этот раз дискуссия была посвящена подготовке педагогических кадров и проблемам начинающих специалистов.

   
   

Страх перед новым

Бизнес-клуб «Деловая среда» - это совместный проект еженедельника «АиФ-Юг» и коммуникативного агентства VOLKOV MEDIA и направлен на освещение острых, полезных и нужных тем, касающихся делового сообщества, отраслевых новостей, бизнес-трендов. Участниками дискуссии становятся эксперты в своих областях, например, недвижимости, здравоохранения, банковской сферы и т.д.

На прошлой неделе обсудили «выгорание» будущих педагогов еще до начала карьеры, проблемы молодого специалиста в условиях образовательной организации, адаптацию новичков, построение взаимоотношений с учениками и их родителями, повышение профессиональных компетенций, возможности для самосовершенствования в профессии и др. Основными спикерами стали и.о. заведующего кафедрой педагогики и психологии детства КубГУ Марина Голубь, преподаватель кафедры технологии и предпринимательства КубГУ Татьяна Юрченко, ведущий специалист Краснодарского научно-методического центра Валентина Никишина и др.

«Этим летом наш факультет выпустил 230 педагогов различных специальностей, в том числе учителя  физики, технологии, начальных классов, воспитатели, дефектологи и др. На сегодняшний день 77% из них уже трудоустроились по специальности. Мы следим за карьерным ростом наших выпускников. Большинство из них продолжают работать в школах, а некоторые поступают в магистратуру. Однако есть одна проблема – значительная часть девушек после окончания университета выходит замуж и посвящает себя семейной жизни», - рассказывает Татьяна Юрченко.

Тему продолжила Марина Голубь.

«На первых двух курсах большинство студентов хотят в будущем работать в школах, но на старших курсах половина обучающихся выбирает идти в детские сады. У них есть желание работать именно в этой сфере, - комментирует она. - Недавно мы провели круглый стол, где участвовали молодые методисты и заведующие. Они рассказали о поддержке начинающих педагогов как со стороны руководства детских садов, так и со стороны государства. Стремимся максимально погрузить студентов в профессиональную деятельность, чтобы уменьшить их страхи перед практикой. Однако есть и проблемы. Некоторые студенты теряют интерес к образованию еще до начала своей профессиональной деятельности».

   
   

На встрече присутствовали студенты старших курсов, которые уже проходили профессиональную практику и в будущем намерены работать по образованию. Они поделились своими впечатлениями.

Пятикурсница Анна Пивоварова сказала, что, зная все сложности выбранной профессии, она не боится погружаться в трудные ситуации, чтобы учиться и в дальнейшем справляться с ними легче.

«Когда прохожу практику, выбираю самый сложный класс, где много учеников. Любые трудности помогают мне расти и развиваться. Но в то же время я понимаю своих сверстников, которые по многим причинам, в том числе проблемам во время учебы или личных вопросов, испытывают страх перед новым этапов своей жизни», - пояснила девушка.

Ее однокурсница Анна Лысенко поделилась своим видением ситуации:

«Перед началом работы многие молодые педагоги испытывают выгорание, поскольку, несмотря на пройденную практику, они все же боятся самостоятельной деятельности. Ведь во время практики мы находимся под контролем наставника, который всегда готов помочь. Однако когда начинаешь работать самостоятельно, осознаешь всю колоссальную ответственность, которая ложится на твои плечи. Это может пугать неопытных специалистов. Сначала я планировала работать в детском саду, но сейчас решила, что хочу попробовать себя в школе. Прохождение практики помогло мне определиться с направлением».

Проблема страха перед началом карьеры среди молодых педагогов не нова, но сегодня она усугубляется появлением других альтернатив для выпускников.

Как добавила Марина Голубь, проблема страха перед началом карьеры среди молодых педагогов не нова. Она существовала всегда, но в последние годы усиливается из-за появления новых альтернатив для выпускников. Многие стремятся стать блогерами или выбрать иной путь.

«Стараемся популяризовать профессию, подчеркивая, что работа с детьми – это вклад в будущее нашей страны, который непременно принесет свои плоды. Для этого проводим семинары и практические занятия под руководством опытных наставников», - подчеркнула она.

Родители требуют

В обсуждении приняли участие и представители детских садов и частных школ Краснодара. Заведующая Центра-детского сада №217 Ирина Григорьева рассказала, как ей удается привлекать и удерживать специалистов.

«Мы заинтересованы в привлечении молодых кадров, они заряжают нас своим энтузиазмом, энергией и заставляют выходить из зоны комфорта. Приглашаем специалистов не только из города, но и по всему региону, рассказывая о социальных мерах поддержки, которые становятся все значимее. Это, например, помощь с ипотечными платежами, частичная компенсация арендной платы за жилье, а также разнообразные гранты и конкурсы, - комментирует она. – Первый вопрос на собеседовании: какая зарплата? Трудно назвать точную сумму, т.к. она состоит не только из оклада и надбавок за стаж и квалификацию, но и из вознаграждений за активное участие в жизни учреждения. В детском саду есть много возможностей для дополнительного заработка. Работая половину дня, можно получать дополнительный доход через платные услуги, которые не включены в основную образовательную программу. Если вы умеете рисовать, то можете пройти курсы повышения квалификации и стать педагогом дополнительного образования, например, по рисованию, а также шахматам и др. Я, как руководитель, поддерживаю стремление к профессиональному развитию. Сама начала свой путь с должности воспитателя и понимаю все сложности. Каждый новый сотрудник получает наставника, и я стараюсь служить примером для новых специалистов, помогая им преодолеть страх и незнание. Мы не оставляем никого наедине с проблемами. Важно также не перегружать новичков, чтобы они не теряли мотивацию в профессиональной деятельности. Некоторые сотрудники покидают детский сад из-за личных обстоятельств, как правило, выходят замуж и переезжают.  Но однажды причиной ухода специалиста стали родители воспитанников, которые создали конфликтную ситуацию. Вообще современные родители чересчур требовательны к педагогам. В подобных ситуациях говорю коллегам, что важно показывать свою любовь к детям, и тогда их мамы и папы будут доверять вам. Любовь к профессии – ключ к успеху».

«Семья, которая поддерживает получение педагогического образования своего ребенка, снимает большую часть тревоги. Поддержка и забота руководителя школы или детского сада снижает уровень беспокойства нового сотрудника. И так благодаря нескольким точкам опоры молодой специалист вливается в профессию, - говорит психолог Любовь Кузьмина. - В нашем детском саду разработана специальная программа для работы с молодыми кадрами. Она направлена на обучение практическим навыкам и умениям в той области, в которой они сильны. Например, если кто-то хорошо рисует, мы включаем его мероприятия в план занятий. Это помогает новым сотрудникам чувствовать нашу заинтересованность и поддержку. Мы моделируем конфликтные ситуации с родителями детей и учим, как правильно реагировать на них».

«Молодые педагоги стремятся к быстрым результатам: высокой зарплате, меньшему объему работы и защите от вмешательства родителей учеников. Мы стараемся ограждать педагогов от чрезмерного родительского давления, которое отнимает много времени и сил. Но порой и сами специалисты не проявляют желания совершенствоваться в профессии. Есть те, кто действительно горит своим делом, но встречаются и равнодушные. Часто молодые люди идут в педагогику под давлением родителей, а не по собственному желанию. Это особенно заметно в первые годы работы», - прокомментировала заместитель директора школы «Счастливое детство» Ксения Басова.

Все присутствующие согласились, что работа с родителями – одна из первых сложностей в работе учителя и воспитателя.

«Мы практикуем привлечение родителей к образовательному процессу и жизни учреждения. Чем больше мамы и папы участвуют в деятельности детского сада, тем меньше у них претензий к педагогам. Когда родители проводят утренники или участвуют в занятиях, они начинают относиться к воспитателям снисходительнее и менее требовательно», - о своем опыте рассказала заведующая детским садом №80 Оксана Михайлова.

Нужна поддержка

О том, как важно на первых порах иметь наставника, говорила семейный психолог Екатерина Тушкова:

«Это распространенная ситуация, когда молодые педагоги приходят в школу и не получают там должной поддержки. Часто им не к кому обратиться за помощью или советом, поскольку все заняты своими делами. Когда мы начинаем новую профессию, проходим те же стадии развития, что и маленькие дети: сначала ползаем, затем встаем на четвереньки, затем начинаем ходить. Без поддержки взрослых этот процесс может быть трудным. Важно, чтобы учителя имели возможность обращаться за помощью в свой коллектив или сообщество подобно тому, как психологи имеют свои супервизионные и интервизионные группы. Такая группа могла бы встречаться еженедельно в школе, где педагоги могли бы обсуждать свои трудности и получать советы от коллег. Школы должны заботиться о своих начинающих специалистах, помогая преодолевать первые трудности. Коллектив играет важную роль в успехе молодого педагога».

Современные родители чересчур требовательны к учителям, из-за конфликтных ситуаций специалисты уходят из школы.

В Краснодарском крае есть такое сообщество, пока только оно действует в Краснодаре, но скоро появится в Анапе и, возможно, будет масштабироваться по всему региону. Валентина Никишина рассказала о «Клубе молодых педагогов»:

«Клуб начал свою деятельность в 2016 году, его основная цель заключается в поддержке молодых специалистов, которые только начинают свою карьеру в образовании. Многие новички испытывают трудности в общении с более опытными коллегами, поэтому клуб стремится создать атмосферу открытости и взаимопомощи. Проводим различные мероприятия, такие как городские форумы и выездные семинары, объединяя учителей, работников дополнительного образования и воспитателей детских садов. Это позволяет участникам обмениваться опытом и идеями. В клубе ребята помогают друг другу решать возникающие проблемы, делятся успешными практиками проведения уроков и занятий».

Виктория Пичуревич, молодой педагог, сочетает учебу с работой в школе, она видит, что образовательным учреждениям не хватает кадров, и этот дефицит отражается на всем коллективе. Педагоги сталкиваются с двойной нагрузкой.

«Почему не хватает учителей? Потому что это не просто профессия, а призвание. Работа начинается в 8 утра и продолжается до конца второй смены, но на этом рабочий день не заканчивается. Педагоги трудятся практически круглосуточно, ведь их могут попросить объяснить домашнее задание даже ночью. В эту профессию идут только избранные. Но, к сожалению, педагоги сегодня не имеют должного уважения, как это было раньше. В учителе перестали видеть особенного человека, наставника и помощника. Ценность профессии упала. И если для детей учителя еще имеют большое значение, то для многих взрослых нет», - поделилась девушка.

В современной школе немало трудностей, в том числе имеет место такая проблема, как травля. Координатор проекта «Буллингу.нет» Анна Коваленко рассказала, как можно помочь в этом плане начинающим педагогам:

«У молодых специалистов нет инструментов, позволяющих эффективно работать с проблемой буллинга. Это социальная проблема, которая проявляется не только в школах, но и в учреждениях среднего профессионального образования. Сегодня основное внимание уделяется детям и родителям, однако ключевым моментом остается отсутствие компетентного взрослого, способного своевременно выявить проблему и предотвратить серьезные последствия».

В ходе дискуссии затронули тему искусственного интеллекта и сможет ли робот заменить учителя. Участники согласились, что это профессия, требующая особых человеческих качеств и умений. Робот может выполнять задачи по шаблону, но он не способен добавить чувства и эмоции, что так важно для детей. Валентина Никишина привела пример, как на одном из конкурсов профессионального мастерства молодой учитель представила применение искусственного интеллекта в своей работе. Она использует технологии, чтобы оживлять исторические фотографии. Например, Петр I или другая историческая фигура «оживает» и рассказывает детям о важных событиях своей жизни.

«Никто не заменит живого учителя, но тот, кто первым научится эффективно сочетать традиционные методы и новые технологии, станет лидером в образовательной сфере. Технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни, и использование их в педагогической практике дает огромные преимущества», - добавила она.