Незабытое старое. Как народные ремёсла переживают век технологий?

Глиняную посуду берут чаще в качестве деталей интерьера, но не- которые пользуются ею и в быту. © / Татьяна Захарова / АиФ-Юг

Кубань всегда славилась умельцами, создающими настоящие шедевры из куска дерева или глины. И сегодня, в век цифровизации и высоких технологий, есть люди, которые продолжают заниматься народными промыслами и ремёслами. Насколько востребована ручная работа, узнал «АиФ-Юг».

   
   

Не первая необходимость, а роскошь

Андрей Войцещук живёт в Лазаревском районе Сочи. Почти сорок лет он занимается гончарным делом.

«В 1983 году я окончил художественно-графический факультет в Краснодаре и с тех пор работаю с глиной, - рассказывает Андрей Витальевич. - Много лет работал в Доме пионеров, потом в художественной школе и по сей день учу ребят гончарному искусству. Но вот, что обидно - за все эти годы в районе моё дело не продолжил ни один ученик. Да, появляются новые керамисты, но, как правило, это приезжие, а вот моих последователей нет. Я же люблю своё дело, построил мастерскую, соорудил дровяную печь. Изделия делаю на заказ, а также реализую на выездных выставках и продаю на ярмарке в Лазаревском. В пандемию выездов не было,  и их очень не хватало. Хоть коммерчески такие мероприятия обычно выгодными не бывают, но всегда интересно посмотреть, что сотворили другие мастера, пообщаться с коллегами. Наша продукция востребована среди небольшого количества людей, её покупают те, кто обустраивает дома и загородные дачи не в евро-тематике, а этностиле. Керамические изделия - не предметы первой необходимости, а скорее роскошь. Люди ставят их на полку, используют в качестве деталей интерьера и любуются, мало, кто использует в быту. Хотя кому-то уже наскучили стандартные белые ровные тарелки, они выбирают керамику, ведь она «живая», сделаны из земли, а, значит, роднее и теплее».

Мастер рассказывает, особого заработка в этом деле ждать не стоит, поэтому занимаются ремеслом большие любители.

«Производство сложное, кухня большая, - продолжает гончар. - За каждым изделием - красивым, блестящим - стоит большой труд, нередко и неудачи. Если купить цех, то он никогда не окупится, поэтому мастера сами строят печи, добывают глину. Для меня это и хобби, и основная работа. Задумался, а с чего всё началось. Наверное, из детства. Раньше у нас почти не было игрушек, я много лепил из пластилина. Вдохновившись военными фильмами, лепил танки, армию солдат и играл в сражения».

Хоть изделия гончаров и не пользуются массовым спросом, модные тенденции тут всё равно есть.

«Сейчас популярны сосуды, слепленные руками - где-то грубо, немного кривые, покрытие фактурной, расплывчатой глазурью, с разводами, - продолжает мастер. - В нашей семье мы, конечно, используем глиняную посуду. Чайники, турки, крынка для молока, миски под фрукты, чайные кружки. Да у нас даже коты из керамических мисок едят. Вот только тарелки у нас магазинные, но недавно получил от супруги заказ - сделать 10 гончарных тарелок. Представьте, сколько они места займут! Жена - главный ценитель моего труда, буду делать».

   
   

Рушник -  и в радости, и в горе

Татьяна Гондюхина не только сама вышивает рушники, шьёт славянскую народную одежду, лоскутные покрывала и оберёговые куклы, но и объединяет вокруг себя таких же мастериц. Девять лет назад в станице Динской она создала клуб возрождения народных традиций. Женщины собираются, чтобы рукодельничать и общаться.

«К нашим изделиям есть интерес, мы реализуем их на ярмарках, выставках, проводим мастер-классы. Любой желающий может присоединиться к нам и сделать, например, обереговую куклу, - рассказывает Татьяна Васильевна. - Допустим, кукла «Большуха». Она дарилась невесткой своей свекрови в знак уважения и принятия. Таким образом молодая жена принимала устав того рода, в который пришла. Так же эта кукла напоминала матери жениха, что и она сама была молода и также когда-то пришла в дом мужа. А вот кукла «Семья» - на объединение семьи и рода. Всего у меня в арсенале более ста кукол, есть маленькие, которые надеваются на палец, есть побольше, каждую шью с душой. Для чего? Чтобы не утерять ремесло предков».

Мастерица вышивает крестиком рушники, в том числе на заказ. Оказывается, этот предмет народной культуры сегодня тоже востребован.

«Люди берут их на рождение ребёнка, крестины, венчание, похороны, - продолжает она. - Но в этом деле важно знать тонкости, какой должен быть орнамент и вообще конструкция самого рушника. Так, например, на погребение его выполняют в чёрно-красных тонах с прямым обрамлением, а на торжественные, радостные события - полотенце расшивают яркими цветами, а кружева обязательно связаны зубчиками».

Фото: АиФ-Юг/ Татьяна Захарова

Как сохранить культуру?

«Промыслы и ремёсла на Кубани появились с момента заселения этой территории. Люди создавали всё то, что им было необходимо: одежду, орудия труда, различные приспособления для жилища, приготовления пищи и т.д. Многие вещи сейчас, конечно, не столь востребованы и перешли в категорию промыслов. Например, керамика. В магазине можно купить любой сосуд, будь то стакан, чашка, ваза и др. Но, тем не менее, приезжая на Кубань, каждый турист хочет увести с собой что-то связанное с нашим регионом. К слову, керамика у нас одна из лучших в России. Керамические изделия кубанских мастеров ценились ещё в дореволюционные времена. В станицах Пашковской и Елизаветинской тогда было много гончаров. Ходил даже поговорка: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы!», - рассказал этнограф-фольклорист, заместитель заведующего Научно-исследовательским центром традиционной культуры Кубанского казачьего хора Василий Воронин. - На Кубани всегда было развито гончарное искусство, кузнечное дело, вышивка и др. Конечно, многие промыслы, ремёсла уходят в прошлое, современные технологии диктуют свои условия. Ручная работа стоит дороже, и ей трудно конкурировать с промышленными производствами. Но главное преимущество в том, что созданное руками человека сделано, по сути, в единичном экземпляре, с душой. В современных условиях, когда культура потребления играет главенствующую роль, когда человек-творец заменяется машинами, важно продолжать сохранять свою культуру, а умельцы у нас есть».

От старожилов - детям

 «Шесть лет назад в нашем клубе был открыт кружок декоративно-прикладного творчества «Казачья мастерская», чтобы приобщать подрастающее поколение к истокам казачьей культуры. С ребятами занимается руководитель детского любительского объединения, атаман Сербинского хуторского казачьего общества Вячеслав Бырский. Они обрабатывают дерево, выжигают картины, учатся создавать композиции в традициях местного художественного промысла. Мы общаемся со старожилами и местными умельцами, чтобы узнать тонкости ремесла и в дальнейшем передать их воспитанникам, - рассказала заведующая клубом в Маевском сельском поселении Марина Бырская. - Почему именно обработка дерева? В среде кубанского казачества это было распространённым видом народного декоративно-прикладного искусства. Лесные богатства Кубани сделали дерево доступным материалом в народных промыслах, таких как бондарное дело, производство телег, колёс. Из дерева казаки мастерили мебель, сундуки. В хуторах нашего поселения была распространена и резьба по дереву. Её можно было встретить на различных предметах быта и в убранстве домов. Например, крылечки, подзоры, наличники, ставни, разделочные доски, деревянная посуда (бочки, вёдра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки). Традиционная резьба по дереву на Кубани имеет свои характерные особенности и является уникальным явлением народной традиции кубанского казачества в отечественной культуре.

Ребята с интересом посещают кружок, и поэтому мы решили создать казачью мастерскую и для девочек. Юные казачки учатся шить и вышивать».