Как поется в известной песне, «лучшие друзья девушек - бриллианты». Наверняка не только они, но и многие другие украшения. Елена Мишко из Краснодара не просто подружилась с ювелирными изделиями, но и сама стала их создавать. На любой вкус и цвет - кольца, браслеты, красивые серьги. Да такие, что в обычном ювелирном не найдешь! Работа и радость для нее синонимы. К этому она пришла в 35 лет, осознанно переформатировав свою жизнь. Историю ювелира рассказывает «АиФ-Юг».
«С дипломом химика в 1990-е идти было некуда»
По образованию Елена - химик-технолог. По ее словам, выбором будущей профессии не озадачивалась. Химия нравилась в школе - предмет интересный. Специальность, как казалось, хорошая, перспективная. Окончание вуза пришлось на начало 1990-х. И оказалось, что с дипломом идти некуда. Предприятия химической отрасли, смежные производства закрывались и разваливались. Рушились советские системы координат, но открывались перспективы для бизнеса. Елена с мужем начинали с нуля, помогали им задор и оптимизм молодости. Всякое пережили, но постепенно бизнес (студия красоты) стал кормить семью.
«Желание создавать что-то значимое, осязаемое и прекрасное, такое, что можно потрогать, стало потребностью, - объясняет Елена Мишко. - Материалы и техники пробовала разные. Бисером вышивала, увлеклась муруанским стеклом... «Заболела» ювелирным мастерством».
Полностью выйти из семейного бизнеса, заняться сольным проектом позволила себе, когда пришла уверенность: мастерством зарабатывать сможет.
«Менять жизнь страшно не было. Для меня страх и несчастье в том, чтобы заниматься чем-то через силу, переступая через себя», - говорит женщина.
Жить нужно в удовольствие - в этом убеждена наша собеседница. Но почему именно ювелирное дело? Во-первых - вспомним известный мем - это красиво. Всегда Елена восхищалась красивыми украшениями и любила их носить. Природная красота камней завораживает, восхищает. Воодушевила и семейная легенда. Три столетия назад из Италии в Россию приехали работать ювелирами два брата и получили известность при дворе Екатерины. (От них и пошла российская ветвь рода, к которой принадлежит Елена Мишко). В семье хранился перстень их работы. Отец когда-то показывал диковину маленькой Леночке. Папы не стало, когда ей исполнилось пять лет. Драгоценность (черный оникс в золотой оправе) утеряна, однако воспоминания остались яркие. Прапрапра- могли, почему бы не повторить?
Вначале была птичка
Конечно, «ювелирка» - тонкое, капризное мастерство, которому нужно учиться. Сложно было найти мастера, который согласился учить, и нашелся он в Армении. В России есть учебные заведения, которые готовят ювелиров. В столице в МГТУ им Косыгина на факультете прикладного искусства изучают «художественное проектирование ювелирных изделий». В Петербурге есть знаменитая ШЮМ - Школа ювелирного мастерства с хорошей репутацией. Училища в Ростове-на-Дону, в средней полосе России… Елена решила, что получать студенческий билет уже поздновато. И, как правило, подготовка не включала в себя все необходимые для работы знания и умения «оптом», а подразумевала обучение каким-то операциям.
Варианты находились и в Краснодаре. Но предложения не казались серьезными и были они однотипные: быстро, по верхам и за большие деньги. Саак оказался знакомым знакомых. Он был ювелиром, профессиональный стаж которого превышал (на тот момент) 40 лет. Главным аргументом «за» служили его работы.
«Долго боялась попроситься в ученицы, но потом решилась и услышала: «Да, попробуем». Год продолжалась моя учеба у мастера. (А учусь до сих пор, прекратить учиться невозможно, потому что только открывая новое, овладевая все новыми секретами, ты творишь). Каждое утро приходила в мастерскую Саака. Он работал, а я рядом. Смотрела, вникала. Начинала с самых простых и маленьких операций. Самым страшным был первый день. Переволновалась, перенапряглась и жутко устала. Руки, глаза... (Для тех, кто присматривается к профессии: глаза от мелкой работы будут болеть всегда, руки будут стерты. Ювелирка не для неженок!). После дня, проведенного за верстаком, болело и ломило все. Постепенно вошла во вкус, перестала бояться, дело пошло. Через семь месяцев сама, целиком и полностью, от и до, изготовила украшение - это был кулон «птичка».
Множество нюансов
Любой бизнес - предприятие рискованное и требует ресурсов, причем весьма существенных. Для того чтобы начать зарабатывать, необходимо вложиться. Нужна мастерская. Необходимы инструменты. Материалы для будущих шедевров - драгметаллы и камни. История каждого старта индивидуальна. Есть случаи, когда люди закачивали в будущий ювелирный бизнес миллионы, и… ничем это не заканчивалось. Известны истории, когда запуститься удавалось с мизерной суммой. Например, Анна Масловская, мастер-ювелир, начала раскрутку в 2013 году с суммы наличных 16 тыс. рублей (стоимость 10 г золота). Ювелиркой занималась после работы и в выходные. По принципу: сделала - продала, купила материалы, инструменты, снова продала. Сконцентрироваться только на ювелирке, оставив основную работу, сумела через три года такой жизни. Такую историю девушка рассказывает в своем блоге, через который она себя продвигает.
Мастерской может служить и собственная кухня. Верстаки, паяльники, напильники, бормашины, горелки, микроскопы, разнообразный мелкий ручной инструмент можно насобирать по знакомым, барахолкам, но многое придётся и купить… Камни и золото также представлены на рынке, торговля сырьём вполне цивилизованная. Но присмотреться, вписаться, найти своих поставщиков - не так просто и быстро.
Но важно иметь в виду, что ювелирная сфера - жесткая, несмотря на романтический флер. Лицензии на работу с драгоценными металлами и камнями нужно еще получить. Клейма ставятся в пробирной палате, это отдельная история. За расход материалов нужно отчитываться. Налоги, конечно, надо платить, это не оспаривается. Нюансов множество. По мнению Елены Мишко, предпринимательство в нашей стране требует дополнительных ресурсов - на бумажную волокиту и прохождение бесконечных проверок. Например, в Израиле такого нет. Разница в отношении к бизнесу колоссальная. Это одна из причин, по которой свой бизнес Елена Мишко развивает в трех странах. В России разрабатывается авторский дизайн украшений (лично ею, владелицей бренда). В Израиле и Армении (в бизнес-команде Елены, кстати, ее наставник Саак) - небольшие производства.
Камень приносит удачу?
Важный вопрос: где найти покупателей и как их заинтересовать? Инструментом продвижения с самого начала были соцсети. (Выставок, ярмарок, где можно показать товар лицом, все меньше, а попасть на прилавки ювелирных магазинов проблематично - новичков и чужаков игроки крупного бизнеса не пускают). Клиенты (в основном, конечно, клиентки) находятся, несмотря на кризис. Как и десять лет тому назад, большой эффект даёт сарафанное радио. А в том, что ювелирку покупать люди будут во все времена, Елена уверена.
«Так сложилось исторически: сбережения люди вкладывают в дорогие украшения, передают их по наследству. Заниматься этим бизнесом выгодно. Да, существует огромная конкуренция, но хорошие материалы, оригинальный дизайн в цене всегда. Особенно в нашей стране, соскучившейся за советские времена по изделиям по-настоящему красивым».
По мнению мастера, советский ширпотреб из дешевого золота, с крупными (обычно синтетическими) камнями, все эти серьги, оттягивающие мочки ушей к плечам - просто ужасен. Деньги, наконец, можно конвертировать с выгодой и удовольствием. Выбор огромен: миниатюрная классика, массивный авангард...
Что касается легенд о «роковых» бриллиантах, рубинах и прочем - за каждой из них стоит реальная история.
«Сверхестественные свойства камни приобретают силой мысли и силой веры их владельцев, - считает Елена. - Вы верите в то, что этот камень приносит вам удачу? Продолжайте верить, и вам действительно будет сопутствовать успех».