Ни капли мимо. Как морской терминал обеспечивает безопасную погрузку нефти

Сотрудники Российского химико-технологического университета им. Менделеева (РХТУ) проверили в состояние атмосферного воздуха в момент загрузки танкеров на Морском терминале Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) рядом с поселком Южная Озереевка под Новороссийском. Эксперты подтвердили: превышение значений предельно-допустимых концентраций (ПДК) примесей в воздухе на танкерах при проведении перевалки на терминале КТК отсутствует.

   
   

Таких станций в мире не более 40

Загрузка танкеров КТК производится через три высокотехнологичных выносных причальных устройства (ВПУ), расположенных в пяти километрах от берега. Это расстояние в пять раз превышает установленные законодательством границы санитарно-защитной зоны. Инертный газ – продукт работы двигателей танкера, вытесняемый нефтью при загрузке, рассеивается до безопасных для человека значений, не доходя до берега. Поэтому людей, выбравших местом проживания промышленный пригород Новороссийска и теперь беспокоящихся о таком соседстве тревожить состояние воздуха по идее не должно.

Современные станции ВПУ строили специально для КТК в Нидерландах и Арабских Эмиратах с учетом географических особенностей Краснодарского края и дна Черного моря. Построены они с учетом максимально возможного шторма, который происходил в этом районе за последние 100 лет.

Таких станций в мире не более 40. Они облегчают проведение погрузочных работ и повышают их безопасность. Башня ВПУ поворачивается вслед за танкером, дрейфующим рядом с причальным устройством под действием ветра и течения. Гибкие шланги подачи нефти не перегибаются под острыми углами.

Также для обеспечения рассеивания запаха газа, сегодня танкеры в обязательном порядке снабжаются так называемыми скрубберами, через который проходят вытесняемый газ от двигателей судна из нефтяных танков. Заявляют, что танкеры без скрубберов к загрузке через ВПУ не допускаются. За этим следит независимый сюрвейер, который поднимается на борт пришедшего танкера вместе с таможенниками, пограничниками и специалистами по швартовке.

Сюрвейер контролирует чистоту стенок танков и качество закачанных в них инертных газов (не более 8 % кислорода), отбирая пробы газоанализатором. При нарушении он вправе остановить погрузочные операции.

   
   

Выслушают каждого жителя

В марте сотрудники РХТУ провели замеры загрязнения воздуха во время загрузки одного из танкеров в течении всего цикла, а это практически целый день. Концентрация вредных газов измерялась на корме, средней и носовой частях судна. Измеренные концентрация не превысили значений ПДК: содержание диоксида азота в воздухе составило 0,2 ПДК; оксида углерода – 0,2 ПДК; диоксида серы – 0,1 ПДК; предельных углеводородов С1-С5 – 0,02 ПДК; предельных углеводородов С6-С10 – 0,7 ПДК; сероводорода – 0,1 ПДК; толуола – 0,7 ПДК; бензола – 0,6 ПДК; ксилола – 0,5 ПДК; этилмеркаптана – 0,01 ПДК. Это означает, что воздух во время загрузки абсолютно безопасен для персонала танкера и тем более жителей на берегу.

С середины прошлого года КТК увеличил частоту измерений качества воздуха в Южной Озереевке и количество контролируемых показателей. Пробы воздуха аккредитованная независимая лаборатория регулярно берет на границе санитарно-защитной зоны Морского терминала порта и в селитебной зоне, а также в случае поступления жалоб от жителей поселка. Ни одного случая превышения ПДК зафиксировано не было, все протоколы компания сдала в надзорные органы.

Дежурная служба КТК даже приобрела собственный газоанализатор, чтобы оперативно реагировать на звонки жителей в единую диспетчерскую города по поводу неприятного запаха. Из всех составляющих при погрузке сильнее всего пахнут меркаптаны. Однако ни разу замеры концентрации меркаптанов не выявили превышения ПДК по этим веществам. Это же подтвердил и независимый анализ ученых на танкере.

В мире идут научно-технические работы с тем, чтобы обеспечить при погрузке на подобных ВПУ отвод газов в изолированные емкости или соседние судна, но они пока далеки от практической реализации. В условиях России, кстати, для нахождения соседнего судна сборщика нужно менять таможенное законодательство. Когда такие установки появятся, КТК безусловно их возьмет на вооружение.