Передается «по наследству». Что предпочитают читать современные дети?

Регина Виноградова / АиФ-Юг

Заставить ребенка полюбить литературу – дело непростое. Да и принуждать к этому совершенно бесполезно, считают эксперты. Родители обязательно на собственном примере должны показать, какую важную роль чтение играет в нашей жизни. Ведь если взрослые то и дело скроллят ленты социальных сетей, то вряд ли ребенок начнет вдруг читать книги. О том, с чего начать погружение в мир детской литературы, мы поговорили с библиотекарем.

   
   

Все в руках взрослых

Эксперты сходятся во мнении, что читать нужно вместе с ребенком. Причем не только с малышом, но и с подростком. В любом возрасте для ребенка важно, чтобы был кто-то, кто сможет объяснить непонятные термины, смысл устаревших слов.

Как показывают исследования, любовь к чтению у детей угасает по мере взросления. Младшие школьники в возрасте 6-8 лет читают чаще всех – более 80 процентов. Среди детей 9-11 лет читающих уже меньше. Ну а подростков книжки почти не интересуют. Читающих девочек при этом немного больше, чем мальчиков, – 77 процентов против 70.

Исследования подтверждают, что у детей на желание и привычку читать влияют их родители. По данным опроса аналитического цент­ра ­НАФИ, у большинства родителей-книголюбов дети тоже любят читать. И, наоборот, в большинстве семей, где не читают родители, дети тоже не любят, когда им читают книги. А еще чтение как семейная традиция передается «по наследству». Взрос­лые, которым читали книги их родители, сами читают детям чаще.

Летом дети читают чаще: на каникулах появляется больше свободного времени и приходится читать литературу из школьного списка. Обычно выбирают бумажные книги – об этом рассказали 80 процентов опрошенных. Только половина детей и подростков читают в электронном виде. Аудиокниги слушают всего 28 процентов респондентов.

В 2023 году «Яндекс» проводил опрос, исходя из которого выяснилось: россияне в детстве больше всего любили читать русские народные сказки, «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова и истории о Незнайке Николая Носова. Своим детям взрослые читают то, что понравилось им самим в детстве или позже: русские сказки, книги о Гарри Поттере и о Незнайке. Также стало ясно, что дети охотно перенимают книжные предпочтения родителей.

   
   

Авторы на любые времена

Подробнее о том, что читают современные дети, нам рассказала заведующая детским отделом краснодарской библиотеки им. Н. В. Гоголя Ольга Толякова. Это хранилище книг считается одним из старейших в городе – в прошлом году библиотека отметила свое 120-летие. Ее фонд насчитывает больше 55 тысяч экземпляров, а число читателей превышает шесть тысяч, из которых около трех тысяч – дети.

Ольга Николаевна работает в детском отделе уже 15 лет, до этого еще четыре года – во взрослом. Ей не понаслышке известно, что предпочитают маленькие читатели.

«В основном к нам приходят ребята за книгами, которые им задают прочесть в школе за время летних каникул, – рассказывает Ольга Николаевна. – В жаркий сезон полки наши, можно сказать, пустуют – так много выданной литературы. В основном разбирают классику: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Также из популярных авторов на все времена – Драгунский, Носов, Житков, Коваль, Курляндский, Усачев, Пивоварова, Зощенко. В целом же мне кажется, что с моего собственного детства в предпочтениях «молодежи» ничего не изменилось. Например, сейчас популярен Эдуард Успенский. А после фильма «Чебурашка» многие приходили именно за книгой «Крокодил Гена и его друзья». Все это не теряет своей актуальности с годами.

Из новых авторов пользуются популярностью Наринэ Абгарян, Катя Матюшкина, Анна Никольская. Из зарубежных – Холли Вебб и Дэйзи Медоуз. У ребят, которые постарше (11-14 лет), появился интерес к Беляеву.

Есть, конечно, и незаслуженно забытые авторы. Но мы пытаемся с помощью библиотечных выставок возродить у детей интерес к ним. Недавно установили экспозицию «Эти книги читали ваши родители». Там собраны произведения, которые читали бабушки, дедушки, мамы и папы современных школьников. Это Лиханов, Крапивин, Алексин. Некоторых авторов сложновато читать. Либо объемы большие, либо просто сложно понять, потому что времена другие. Рыбакова, к примеру, выбирают в меньшей степени потому, что период революции непонятен ребятам, далек от них. Гайдар, хоть он сейчас и входит в школьную программу, но читать его тяжело, надо объяснять. Алексей Толстой, я считаю, тоже незаслуженно забыт».

Вместо «девичьих книг» – фэнтези

По словам Ольги Николаевны, раньше девочки предпочитали так называемые «девичьи книги», а сейчас больше любят фэнтези. Когда в библиотеку записывают ребят, их обязательно спрашивают о предпочтениях. 80 процентов отвечают, что им нравятся фантастика и приключения. И это не плохо, далеко необязательно заставлять ребенка читать классическую литературу. Да, знать азы классики важно, но иногда для таких книг просто не пришло время. Гораздо важнее подобрать книгу, которая будет интересна ребенку. При этом не нужно ему диктовать условия, если он хочет читать фэнтези, пусть читает, тем более сейчас, когда полки изобилуют качественным детскими и подростковыми книгами в этом жанре.

«Малышам я бы лично советовала обязательно прочесть Драгунского, у него рассказы поучительные и добрые, а также Дружкова, Успенского и Дэйзи Медоуз. Последняя хоть и не российский автор, но пишет замечательные вещи о дружбе, о животных, – говорит Ольга Толекова. – А вот не посоветовала бы я «Вредные советы» Остера. Потому что некоторые дети могут буквально воспринять то, что там написано.

К слову, я бы не сказала, что современные дети стали меньше читать. Только если в бумажном виде. Особенно так проще подросткам – не надо никуда ходить, лег себе с гаджетом и читай. А младшая школа все равно сидит в библиотечных залах, читает, выписывает. Есть некоторые учителя в школах, которые заставляют, проверяют читательские дневники на лето – спасибо им.

Нам, взрослым, детей надо стараться заинтересовывать. Иногда я начинаю ребятам рассказывать сюжет, а потом останавливаюсь на интересном моменте и говорю: «А вот чем закончилось, вы узнаете, когда возьмете книжечку».

80 % маленьких читателей библиотеки говорят, что им нравятся фантастика и приключения.

Психологи тоже уверены, что все родительские попытки заставлять читать детей по 20 страниц в день или «пугать профессией дворника» ведут не туда. Современная педагогика говорит, что лучше идти через интерес. То есть нужно, чтобы детям было интересно узнать, как будет дальше развиваться сюжет занятной истории. Чтобы они читали для своего интереса, а не потому, что «мама гулять не пустит». Такие меры как наказание дают обратный эффект, и выросший ребенок читать, скорее всего, не будет никогда. Кстати, не стоит и вводить поощрения за прочитанную книгу. Так ребенок будет думать только о вознаграждении, а никак не о читаемом тексте. Тогда точно в одно ухо влетит, а в другое вылетит.

«Есть у нас и разные клубы по интересам, – продолжает библиотекарь. – Для подростков называется «Книга живет на экране». Мы находим книгу, рассказываем о ней и показываем фильм. Для семейного чтения организовали клуб «Книга в семье». Дети устраивают для родителей по сюжетам книг театрализованные представления.

Кроме того, мы часто приходим в детские сады с «рюкзачком», который зовем «Читающий гепардик». Малышам нравится доставать из него книжки, рассматривать. Также устраиваем для детсадовцев экскурсии, старшегруппникам рассказываем, что у нас есть, как библиотекой пользоваться. Они сидят в читальном зале, читают, смотрят книжки и журналы. И самое интересное – от этих экскурсий очень виден эффект. Буквально на следующий день прибегают с родителями и просят записаться».

Как выбрать книгу?

Книга, которую вы собираетесь купить или взять в библиотеке для своего ребенка, должна быть небольшой, компактной. Важно также, чтобы издание было с крупным шрифтом и изобилием картинок. Не комикс, конечно, но нечто похожее. Как только маленький ребенок видит большую, тяжелую, взрослую на вид книгу, он попросту впадает в ступор.