Почему все хотят в Яндекс? Эксперты о том, как справиться с дефицитом кадров

В Краснодаре состоялось очередное заседание бизнес-клуба «Деловая среда», которое организовали еженедельник «Аргументы и Факты-Юг» и коммуникативное агентство VOLKOV MEDIA. Во время встречи эксперты и представители бизнеса обсудили одну из важнейших проблем современности - дефицит кадров. Эта тема сегодня, к сожалению, более чем актуальна для большинства сфер. Над тем, как привлечь лучших спецов и создать эффективную команду, ломают головы HR-специалисты практически всех российских компаний.

   
   

Подготовка внутри компании

Главным спикером выступил предприниматель, основатель «Академии бизнес-навыков», практик в области переговоров и проявленности Артур Юсупов. Он не просто рассказал, как своими силами в нынешних условиях создать «команду мечты», но и поделился конкретными кейсами под индивидуальные запросы.

«Многие из нас воочию столкнулись с кадровым голодом, - говорит Артур. – Чтобы привлечь одного-единственного хорошего сотрудника, сегодня нужно применить сверхусилия. Современный соискатель из поколения Y не станет работать за те же ценности, которые были актуальны для предыдущих поколений. Что сделали мы, чтобы создать избыток кадров? Построили собственный внутренний корпоративный университет подготовки специалистов. Получился эффективный конвейер, генератор, благодаря которому у нас сейчас несколько человек на место».

Помимо этого, Артур Юсупов постоянно отправляет своих сотрудников на обучение. Но, как правило, подобная разовая подготовка не имеет длительного эффекта. Потому в компании запустили собственный беспрерывный процесс обучения в дополнение к обучению других дорогостоящих тренеров. Создали внутренний отдел контроля качества.

«У нас в штате теперь есть сотрудник-методист, который сам пишет программы переподготовки на основе выявленных в процессе работы недочеетов, - объясняет он. – Сам переобучает и делится при необходимости недостающими навыками. За это он получает добавку к заработной плате. Это невеликие деньги, но результат отличный».

Нематериальное тоже важно

У крупных компаний, в которых трудятся сразу несколько тысяч сотрудников, - своя специфика работы с кадрами. По мнению директора по управлению персоналом ГК «ИНСИТИ» Альбины Матеровой, сейчас все только и говорят о кадровом голоде. Это привело к ажиотажу, которым пользуются молодые специалисты. Потому необходимо менять подходы.

   
   

«Мы работаем с вузами и ссузами, есть специалист, который прошел обучение в Москве, участвовал в госпрограмме «Профессионалитет», сертифицирован и может быть наставником для студентов, - объясняет Альбина Матерова. – Для ребят проводим экскурсии по строительным площадкам, выезжаем с презентациями, организовываем профессиональные квизы с достойными подарками, устраиваем практические занятия, вместе создаем проекты. Ребятам действительно интересно, есть реальный результат.

Кроме того, наша компания также пошла по пути создания внутреннего института подготовки – корпоративного университета для сотрудников. Мы признали, что на постоянной основе нуждаемся в собственном тренере для действующего персонала. Знания нужно обновлять беспрерывно. Прежде чем мы это поняли, успели потратить огромные деньги на разовое обучение, которое приносило лишь кратковременную пользу. Теперь штатный тренер действует по долгосрочной программе, всегда находясь рядом с сотрудниками.

Сегодня соискатели хотят быть в основном «помощниками руководителя» и, желательно, в «Яндексе».

К слову, о материальном и нематериальном. Я считаю, что смысла предлагать слишком высокую зарплату в сравнении с компаниями-конкурентами нет. Лучше предоставить достойную оплату и бонусы в виде обучения и других программ. К примеру, недавно мы внедрили «Тур выходного дня». Такие акции всегда воспринимаются с большим энтузиазмом.

А в целом в компании многие трудятся более 10 лет – это наши «носители ценностей». Мы все действительно любим то, что делаем и транслируем это соискателям. Стараемся «заряжать» кандидатов на эмоциональном уровне, это тоже очень важный аспект. И, конечно, во время собеседований позиционируем себя как лучшая компания».

Нужна мотивация

Об особенностях удаленной работы и связанных с онлайн-нюансами поиска кадров рассказала бренд-маркетолог, эксперт по личному бренду, основатель агентства маркетинговых коммуникаций и паблика РИТМ Марина Гиря. По ее словам, если в офлайне более-менее понятно, как привлекать кадры, то в онлайн все проходит немного иначе.

«Раз в полгода мы вывозим наших работников на массовые мероприятия и фестивали, - делится опытом Марина Гиря. – Летом будем участвовать в крупном фестивале на Красной Поляне. Для людей на удаленке проживание в супер-отелях, новые знакомства и развлечения – это неплохая мотивация. Но этого, конечно, недостаточно, нужны новые методики и предложения».

В целом, по статистическим данным, сегодня соискатели хотят быть в основном «помощниками руководителя» и, желательно, в Яндексе, так как работа предполагает уютный офис, красивое пространство вокруг, приветливый коллектив и заботу о работниках. Создайте в своем пространстве такую опеку - и к вам потянутся соискатели. Также для того, чтобы привлечь кадры, важно тщательно подходить к составлению объявлений о вакансиях – рассказывать о сильных сторонах компании, о бонусах и о том, чем компания лучше многих других. Кроме того, Артур Юсупов на встрече рассказал, как штатно подготовить специалиста по коммуникации, спонтанной аргументации и переговорам. По его опыту, это реально работающий метод в повышении квалификации собственных уже действующих сотрудников.

«От атмосферы в офисе сегодня зависит многое, - говорит Артур Юсупов. – Нужно стараться, чтобы сотруднику нравилось находиться внутри команды и в классной обстановке. Например, здорово, когда есть договор с психологом, консультациями которого могут воспользоваться специалисты в любой момент».

Нужны новые подходы

Руководитель ООО «Центр охраны труда» и ООО ГК «Оптимальное решение» Олег Литвинов подчеркнул, что с персоналом было сложно всегда. Сегодня соискатели имеют заоблачные запросы. Поэтому единственный выход – это набирать людей без опыта и обучать их с нуля.

Операционный директор агентства недвижимости ProStore Сергей Канавин объяснил, как важно находить индивидуальный подход к разным поколениям работников. Сложнее всего сейчас с молодежью, ей необходимо постоянное движение и активности, которые может предоставить не каждая компания.

Руководитель «Электролидер» Алексей Никонов рассказал о неудачном опыте привлечения рабочих кадров. Он подчеркнул, что для того чтобы закрыть потребность в сотрудниках, необходимы новые подходы, соответствующие времени.

Руководитель отдела продаж ООО «Бруно» Геннадий Саляхов считает, что вопрос о том, как растить и привлекать кадры, один из самых проблематичных. Часто на вакансии с довольно высокой оплатой труда претендуют специалисты, не владеющие в достаточном объеме необходимыми профессиональными навыками. Особенно это актуально для Краснодарского края.

Владелица сети парфюмерных бутиков, парфюмерный стилист Инна Зубрицкая рассказала о парфюмерном этикете, который важно соблюдать, находясь в коллективе. Несмотря на то, что она предлагает соискательницам достойную оплату в уникальном пространстве, кадровая проблема коснулась и ее.

Голосотерапевт Татьяна Нагорная работает с командами, раскрывая коммуникативные механизмы. Особенно это актуально для тех сотрудников, которые должны поддерживать общение с людьми, клиентами на постоянной основе. Она уверена: умение специалистов «говорить», выстраивать результативный диалог - необходимо.

Основатель «КМК» Алексей Изварин рассказал, что сегодня важно адаптироваться к рынку и современным реалиям, внедрять онлайн-технологии, пробовать гибридные варианты, работать с онлайн-специалистами.

Основатель «Холодов Групп» Денис Холодов считает, что HR-специалисты нужны каждой компании, хотя бы удаленные. Но в идеале организовать эту работу штатно.

Основатель компании ExPro Вадим Бычков поделился нюансами подбора персонала в строительной отрасли. Проблема - в сложности объяснить условному мастеру плюсы работы в компании, в коллективе, ведь многие привыкли работать самостоятельно.