Растаял снег и… асфальт. Когда краснодарские улицы приведут в порядок?

Ремонт дороги в микрорайоне Гидростроителей. © / Пресс-служба администрации Краснодара

После зимы дороги краевого центра пришли в негодность. Трудно найти улицу без ям и рытвин. Страдают все - водители пробивают колёса, пешеходов обливает водой из глубоких луж. Куда обращаться, чтобы дороги скорее привели в порядок, рассказывает «АиФ-Юг».

   
   

Яма на яме

Минувшая зима принесла немало хлопот жителям Краснодара, коммунальщикам и дорожникам. Сначала снегопады парализовали дорожное движение, коммунальщики не успевали устранять последствия стихии, а когда снег таял, на дорожном полотне обнаруживались ямы и выбоины.

«Улица Черкасская никогда не отличалась особыми удобствами. Несколько лет она вся была в ямах, здесь никогда не было и нет до сих пор пешеходных тротуаров, не горят фонари, но больше года назад дыры залатали, и она стала более или менее сносной, - рассказывает местная жительница Оксана Кузнецова. - Но после этой зимы на неё вообще страшно стало выезжать. Появились очень глубокие и широкие ямы - до десяти штук на 50 метрах. После осадков образуются  глубокие лужи, и автомобилисты влетают в ямы, обрызгивая пешеходов, теряют колпаки от колёс. Бывали и более серьёзные поломки. Приходится ехать буквально на ощупь, выезжать на полосу встречного движения, чтобы объехать дыру. Это просто невыносимо! А ведь эта дорога  очень загруженная. На неё выезжают жители из крупных жилых комплексов на ул. Героя Аверкиева, Посадского, Героев Разведчиков, Домбайской, Черкасской, Восточно-Кругликовской, Трошева и т.д. По этой дороге, абсолютно не оборудованной для пешеходов, дети каждый день ходят в школу. С каждым днём ситуация усугубляется, т.к. по трассе ездит крупная строительная техника, разбивая полотно ещё больше. То есть район продолжает застраиваться, а подъезды к нему - нет. Когда улицу уже приведут в порядок и она станет безопасной для людей?»

Кстати, дорогу по ул.Черкасской с 15 марта начнут, наконец, ремонтировать. Её планируют расширить до трёх полос, сделать «ливнёвку» и тротуары, установить линии электропередач и даже высадить деревья.

Теперь у жителей новая головная боль: как выезжать из микрорайона? Ведь второй выезд - по Героев Разведчиков - и без того постоянно перегружен, улица Яцкова - разбитая.

«Я понимаю, что в историческом  центре сложно что-то сделать с дорогами, но в новых микрорайонах (ЖК «Губернский»,  ЖК «Таурас» и т.д.)  можно же было всё предусмотреть на стадии проектирования, - продолжает тему краснодарец Даниил Зацепин. - Тем более, эта часть Краснодара застраивается довольно интенсивно, и жильё здесь позиционируется  как комфортное».

   
   

Где ремонт?

Страдают из-за бездорожья и жители других районов кубанской столицы. Ростовское шоссе, Российская, Дзержинского, Стахановская, Ставропольская, Селезнёва - это лишь часть улиц, откуда к нам в редакцию поступают жалобы.

«Посмотрите, что происходит на Домбайской. Там же просто яма на яме! А на Уральской? Ведь её  не так давно ремонтировали. Что же это за качество такое? - негодует местный житель Антон Романенко. - Количество ям и скорость их образования наводят на неприятные мысли, что технологию укладки асфальта, скорее всего, нарушили».

Ударные темпы ремонта дорог в последние годы позволили отремонтировать рекордное количество квадратных метров. В прошлом году в Краснодаре реконструировали  почти 86 км дорог. До этого, с 2017 по 2019 годы, как сообщает пресс-служба мэрии, в порядок приведены 222 км. Казалось бы, ближайшие несколько лет краснодарские автомобилисты будут ездить как по маслу. Но не тут-то было!

По словам заместителя директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Евгения Белякова, зима в Краснодаре была переменчивая, якобы именно она  привела  к появлению ям. Перепады температур и обильные осадки разрушают верхний слой дорожного покрытия. За месяц специалисты «залатали» более 30 участков дорог по программе ямочного ремонта.

Добро пожаловаться!

Ямы, ухабы, выбоины и трещины постоянно приводят к поломкам ходовой части автомобиля, порче колёс. Из-за плохих дорог происходят аварии.

«Брат однажды угодил в яму, лишился двух колёс. Вызвал сотрудников ДПС, измерили глубину колдобины, оформили ДТП. В итоге ущерб ему возместили дорожники», - рассказал краснодарец Олег Прутков.

«Если произошло ДТП, в том числе попали в яму на дороге (повредили автомобиль и имеете претензии), то нужно вызвать сотрудников Госавтоинспекции, они приедут и зафиксируют аварию», - прокомментировал ситуацию старший инспектор по пропаганде УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю Павел Окружко.

Контроль над безопасностью дорожного движения и содержанием дорожного покрытия - одна из первоочередных задач сотрудников Госавтоинспекции. Мы отправили запрос в ведомство с просьбой прокомментировать ситуацию на дорогах города, сколько выявлено нарушений содержания магистралей и какое количество ДТП зарегистрировано с так называемым «дорожным фактором». 

Дорога с гарантией

Кандидат технических наук, доцент кафедры транспортных сооружений имени профессора К. А. Дарагана КубГТУ Роман Корольков:

«Срок службы дороги с асфальтобетонным покрытием десять лет. Для обеспечения этого срока нужно выполнить два условия: материал и технологию. Если одна из них не соответствует требованиям  - материал некачественный или технологию не соблюли - то дорога, естественно, столько времени не прослужит. Если всё сделали хорошо, то выдержит этот срок, но с периодическим восстановлением защитного слоя.

В России существует документ, рекомендующий гарантийные сроки для асфальтобетонного покрытия, согласно которому гарантийный срок для нижнего слоя  пять лет. Для верхнего - от двух до восьми в зависимости от интенсивности движения. Если на полосу в сутки приходится меньше полутора тысяч автомобилей, то восемь лет. Если больше 20 тысяч,  то два года. Но, повторюсь, гарантийные сроки носят не обязательный, а рекомендательный характер. И прописывают их чаще всего в контрактах по строительству федеральных автодорог.

Гарантия означает, что подрядчик должен устранить повреждения, появившиеся за время эксплуатации. Если, конечно, они не вызваны чрезвычайными ситуациями, например, землетрясением или сходом селя. Если подрядчик не согласен с претензиями заказчика либо в контракте не прописаны гарантийные сроки, то проводится независимая экспертиза, которая и выясняет - считать случай гарантийным или нет.

После осадков образуются глубокие лужи, и автомобилисты влетают в ямы, обрызгивая пешеходов, теряют колпаки от колёс. Бывали и более серьёзные поломки.

Что касается погоды, то для дорог нашего региона летняя жара куда более опасна, чем морозы и снег. Расчётная температура наружного воздуха в холодный период года у нас - минус 19 градусов, такого мороза этой зимой не было. А вот летом, когда асфальтобетон нагревается, под колёсами большегрузных авто может образоваться колея. Поэтому существует постановление Правительства РФ, предписывающее ограничивать движение при температуре выше 32 градусов - при таких условиях фуры могут ехать только с 22 до 10 утра.

Колея по жаре не образовывается на дорогах с цементобетонным покрытием, но у нас в стране, в отличие от США и Европы, такие строят редко. Одна из причин - асфальтобетон более технологичный, укатал - и можно открывать движение. А цементобетон набирает прочность 28 дней, всё это время за ним нужно ухаживать, поддерживать определённую влажность и температуру».

Локальные разрушения

Как рассказали в пресс-службе администрации Краснодара, в связи с обильным выпадением осадков и большой амплитудой колебания температуры этой зимой асфальтобетонное покрытие на некоторых участках улично-дорожной сети начало локально разрушаться. Сейчас план работ предусматривает ямочный ремонт на 205 участках дорог. Обследование улично-дорожной сети по выявлению дефектов покрытия продолжается.

С начала 2021 года ямочный ремонт произвели на 54 участках общей площадью около 11 300 кв. м. Сейчас в Краснодаре ямочный ремонт ведут четыре бригады. Они работают, например, по ул. Октябрьской, ул. Новороссийской, ул. Карасунской, ул. Аверкиева, ул. им. Академика Королёва.

Гарантийные обязательства по выполненному ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия  один год. На объекты, где выполнялся ремонт проезжей части, сроки другие. На нижний слой - пять лет, на верхний - четыре года. В соответствии с условиями муниципального контракта, если в период гарантийной эксплуатации объекта обнаружатся дефекты, допущенные по вине подрядчика, он обязан их устранить за свой счёт и в согласованные с заказчиком сроки.

По всем видам работ производятся лабораторные испытания, которые проводит сертифицированная дорожная лаборатория. Если испытания подтверждают некачественные показатели по асфальтобетону или другим материалам, то подрядная организация за свой счёт разбирает такое покрытие и укладывает новое.

Подрядчиков - под суд
В Краснодаре будут судить пятерых подрядчиков за некачественный ремонт дорог. Из-за махинаций подрядчиков администрации Краснодара был причинён ущерб на общую сумму более 11 млн рублей. По данным следствия, пять человек в возрасте от 23 до 43 лет - руководители и сотрудники компаний по строительству и ремонту дорог - при выполнении контракта по реконструкции дорожного полотна в Краснодаре предоставили заказчику документы с ложной информацией об объёмах выполненных работ. Злоумышленники уложили асфальт, не соответствующий требованиям ГОСТ. Экспертиза установила, что толщина покрытия, коэффициент уплотнения и процент водонасыщения не соответствовали требованиям. В результате ущерб городскому бюджету составил более 11 млн рублей. Возбудили уголовное дело о мошенничестве. На имущество одного из предприятий, занимавшегося ремонтом, наложили арест. На период предварительного следствия двоим обвиняемым назначили меру пресечения в виде запрета определённых действий, ещё двоих отпустили под подписку о невыезде, один обвиняемый отпущен под залог. Расследование завершено, материалы направили в суд. Обвиняемым грозит до десяти лет лишения свободы.