Каждому из нас периодически приходится сталкиваться с проблемами в области услуг, которые предоставляют сантехники, электрики и другие работники сферы ЖКХ. Поломки и засоры, к сожалению, случаются регулярно - как в старых домах, так и в новых квартирах. Неприятно, когда качество услуг совершенно не соответствует цене за них. Нередки и случаи, когда у жильцов нет выбора - им приходится платить в два раза больше рыночной стоимости. Как это работает, и возможно ли побороть систему разбирался kuban.aif.ru.
Золотая жила
За последний месяц жительница многоэтажного дома в Краснодаре Инна Решетникова отдала за устранение разного рода поломок 15 тысяч рублей. Дом 2014 года постройки в идеальном состоянии, в квартире новая техника, ремонту всего год. Однако разнорабочие - частые гости в её жилище.
Уже после я промониторила стоимость услуг по Краснодару. Подобные засоры устраняют, оказывается, за тысячу рублей. За что же они запросили четыре?
И ещё странно - почему это они заявили, мол, засоряться будет теперь постоянно? Совсем недавно хороший проверенный мастер установил новые трубы для ванной, долго выверял уровень слива, тщательно подбирал материалы. Неужели они специально что-то не дочистили? Не удивлюсь, если так и есть. Впрочем, тут я сама виновата - решила сократить время, переплатила».
Буквально на следующий день Инне пришлось вызывать дежурного электрика. Повредился внутриквартирный счётчик. Мастер от управляющей компании так же запросил за работу четыре тысячи рублей. Плюс принес «новый» счётчик без упаковки, за него она отдала ещё две тысячи. Возился минут десять. Почему бы не вызвать мастера дешевле?
«Я работаю из дома, нужны постоянный доступ к интернету и электричество, - объясняет Инна. - В этот день было сразу три важных встречи в зуме, срочные контракты. Важно было устранить проблему быстро».
Выхода нет?
Если в двух этих случаях Инна сама приняла решение отдать двойную плату, то в третьем - у неё просто не было выбора. На этот раз после включения в доме отопления её батарея оставалась холодной.
«Снова вызвала мастера и снова примчались эти «двое из ларца», - говорит Инна. - За замену двух краников на батарее запросили… четыре тысячи рублей. Видимо, прайс у них на все виды работ одинаковый. Отдельно я сама должна была купить краны. Тут я уже разозлилась. Вызвала другого мастера, найденного на известном сайте услуг. Он запросил за работу 1100. Но! Отключить общий стояк он был не вправе.
Позвонила в управляющую компанию. Там сказали писать заявление на отключение. Рассматривать обещали «неделю, скорее всего, не больше». На мой вопрос, как ускорить процесс, ведь в квартире холодно, несмотря на то, что отопление уже работает месяц, дали номер всё того же дежурного сантехника. То есть выход один (если не ждать неделями разрешения от УК) - вызывать местного рабочего за четыре тысячи рублей. Думаю, на это всё и рассчитано. Работает «мафия». У кого к стоякам доступ - тот цену и задирает».
Выживают по-разному
Александр Петров (фамилия изменена. - Прим. ред.) трудился сантехником от одной из управляющих компаний Краснодара в течение года. За свой нормированный восьмичасовой рабочий день он получал оклад - около 40 тысяч рублей в месяц. Однако буквально за год смог накопить на подержанный автомобиль.
В день на руках у меня было 2-5 лишних тысяч рублей. В основном за непыльную работу. Подкрутил смеситель - уже 1000 рублей в кармане. Одна дама не могла понять, почему у неё нет горячей воды. Оказалось, вода просто была перекрыта. Повернул краник, постоял рядом минут десять для вида, получил 500 рублей. Ну а что? Денежки всем нужны. Кто не соображает - тот платит специалистам. Так везде».
«Всегда честно выполнял свою работу и никогда лишнего не брал, рассказывает разнорабочий из небольшой станицы в Темрюкском районе Роман Тарасов. - Я работаю уже почти 40 лет, всё умею - трубу починю, по стройке помогу, кабель проведу. На все руки мастер. И тут важно людское доверие, станица у нас небольшая, все друг друга знают, а лучшая рекомендация - сарафанное радио. Стоимость услуг не завышаю, тем более у нас не только деньгами могут подсобить. Молодёжи проще рублями, конечно. А у старожилов, бывало, и молочкой брал, и виноградом - кто на что богат. Не сказать, чтоб я шиковал, на пенсии ведь уже, но на жизнь с верхом хватает».
Куда жаловаться?
Юрист Андрей Кевуш:
«В соответствии с законодательством УК обязана организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путём заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей эту деятельность. Сотрудники должны быть обеспечены нужным оборудованием. Сантехники должны всегда оповещать о своём приходе, иметь служебное удостоверение. При этом собственнику жилья необходимо предоставить сотруднику аварийно-диспетчерской службы доступ к месту аварийно-технического обслуживания при условии соблюдения сотрудником всех вышеперечисленных условий.
Нужно ли оформлять при вызове какие-то документы? Когда вызов сантехника не связан с ремонтом имущества собственника и не требует оплаты, сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан составить акт выполненных работ и отразить в нём совершённые им в рамках ремонта и обслуживания действия. Когда вызов сантехника связан с ремонтом имущества собственника и требует дополнительной оплаты, то помимо акта выполненных работ сотрудник аварийно-диспетчерской службы также обязан предоставить заказчику документ, подтверждающий оплату оказанных услуг.
Кто-то вообще должен контролировать их деятельность? Согласно действующему законодательству, контроль за деятельностью управляющих компаний осуществляется на трёх уровнях. К федеральному контролю можно отнести: Минстрой, ФАС, Минэнерго. На региональном уровне контролирующими органами в сфере ЖКХ является Госжилинспекция. Сюда входит Государственный жилищный надзор (Госжилнадзор) и Роспотребнадзор. На местном уровне управляющая компания контролируется органом местного самоуправления. Он осуществляет контроль за предоставлением населению услуг по электро-, газо-, водо- и теплообеспечению; проверяет соблюдение УК требований по содержанию общего имущества. Можно ли подать на них жалобы? Если жители многоквартирного дома недовольны деятельностью управляющей компании или подозревают сотрудников УК в нарушении закона, они могут обратиться с заявлением к руководителю УК; в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ); в Роспотребнадзор; в прокуратуру; в суд».
Сколько получают?
Алёна Манохина, руководитель пресс-службы hh.ru Юг:
«С начала 2022 года на портале hh.ru в Краснодарском крае было опубликовано более 440 предложений для слесарей-сантехников. Большинство таких вакансий размещено в Краснодаре, Сочи, Адлере, Новороссийске и Анапе. Как правило, таких специалистов ищут компании, занятые в сфере строительства и недвижимости, гостинично-ресторанного бизнеса, общественного питания, ЖКХ. В 66 % предложений для слесарей-сантехников требуется опыт работы от 1 до 3 лет.
Что касается оплаты труда, то 53 % вакансий предлагают специалистам ежемесячный уровень дохода от 30 до 45 тысяч рублей, 25 % - от 45 до 60 тысяч рублей, 12 % - от 60 до 80 тысяч. Есть и более высокооплачиваемые предложения с уровнем возможного дохода от 100 тысяч рублей и выше - как правило, они предполагают работу вахтой на объектах строительства. Средний уровень предлагаемой заработной платы для слесарей-сантехников на Кубани за период с января 2022 года составил 35 тысяч рублей».
Где брать контакты?
Мы опросили около 50 жителей краевого центра и выяснили, что далеко не в каждом доме Краснодара есть информационные щиты, где указаны номера аварийных служб, дежурных специалистов и экстренных мастеров. А ведь это самый простой и доступный способ установить контакт с жителями. В соответствии с п. 31 и 32 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, УК, ТСЖ и ЖСК обязаны размещать информацию о себе на досках объявлений во всех подъездах. Пожаловаться на их отсутствие можно в ГЖИ.