Я не эстрадный автор, а поэт. Владимир Вишневский

   
   

Владимир Вишневский на Фестивале юмора и эстрады в Геленджике рассказал «АиФ-Юг», что мучается, оттого что все делает не так: мог бы лучше, гениальнее.

Жанр в рамки не загонишь

- Владимир Петрович, как вы считаете, насколько нужны конкурсы, наподобие Фестиваля юмора или «Минуты славы»?

- В России много талантливых людей, и я к этому отношусь позитивно. Разделяя мнение своего друга Аркадия Арканова, считаю: здорово, что талант конкурсантов дает им возможность «обнародоваться», прославиться хотя бы в масштабах минуты, а то и приз получить!

- Владимир Петрович, есть ли на телевидении хороший, качественный юмор?

- Конечно, есть. Причем он зависит не от формата передачи (форматы обычно покупаются за границей), а от качества работы отдельных личностей. Мне близко все, что связано с хорошей импровизацией. Любимой юмористической программы у меня нет. Обожаю, когда на сцену выходит мэтр, зубр нашей эстрады - Михаил Жванецкий и читает прозу для умных людей. Естьпрограммы, которые мне не близки по духу, но в любом случае я уважаю чужой успех, чужие достижения.

   
   

- Что такое эстрадная драматургия и чем она отличается от литературы? Каждый ли может сказать: «Я хочу писать шутки для эстрады»?

- Во-первых, нельзя жанр «загнать» в определенные рамки. Если эстрадный текст качественно сделан, то это является искусством. Например, Жванецкий - замечательный писатель, высокий пример эстрадной драматургии. Все определяется уровнем качества. Тот же самый текст может блестяще получиться у самородка или самоучки и бездарно - у выпускника литературного института.

Публика объелась смешным

- Перед какой аудиторией вам наиболее тяжело работать?

- Изначально я не эстрадный автор, а поэт. Так получается, что «в миру» я появляюсь в юмористических эстрадных форматах. Для меня полтора часа выступить в камерной обстановке комфортнее, чем 12 минут в Юрмале, потому что там под открытым небом сидит публика, которая уже объелась смешного, плоского, небритого, ее трудно чем-то удивить - вот и стараюсь удивлять своими ироническими стихами.

Каким бы ни был формат, ты обязан быть профессионалом. Конечно, не всегда удается быть на высоте: увлекаясь историей профессионального бокса, скажу, что поэту, как и хорошему боксеру, нужно хотя бы раз побывать в нокауте.

- Считаете ли вы себя успешным человеком?

- Успешность в том, что я смог чем-то порадовать своих родителей, занимаюсь своим делом, у меня есть читатели, которых я радую, но это не отменяет мои сомнения, мучения, что я все делаю не так, что мог бы сделать лучше, больше, гениальнее.

Недавно у меня родилась дочка, много времени уделяю ей. И я вам уверенно скажу:

хорошего в жизни больше, чем плохого! А налог, который я плачу на хорошее, равен налогу, который платили казино государству - 90 %.

У меня есть по этому поводу стихи:

Теперь второе - по налогам,

в неправедные нас не впрячь,

я радость нахожу под Богом,

Всегда плачу налог с удач.

Вы знаете, печальное достижение зрелости - знать, что ты чем-то за что-то платишь, и у меня такое ощущение, что я за хорошее плачу больше, чем другие. Это тоже надо принимать... Это не попытка приписать себе терновый венец мученика, но количество неудач, мне кажется, у меня больше, чем у других, но при этом жизнь не лишает меня скромных достижений, одобрений, приглашений.

Например, 8 лет я снимаюсь в кино и получаю от этого огромное удовольствие. Но при этом, услышав мой разговор с режиссером, супруга мне сказала: «Вова, прекрати рассказывать режиссерам о своих мегауспехах. Тебе же графоманы присылают стихи по Интернету..?»

Я прекрасно понимаю, что есть роли, которые мне не сыграть, что для кинорежиссеров я пока еще с узнаваемым лицом, которое «просвечивает» через эти роли. Так же происходит, когда Леонид Якубович играет полицейского: прежде всего он - Якубович, а только потом экранный герой. Режиссеры мне сказали: «Мы не можем, чтобы из 3 минут вашего экранного пребывания 40 секунд люди думали: это же поэт Вишневский?»

Быть знаменитым некрасиво

- Не обижаетесь на них?

- Обижаюсь на себя. Главная претензия на то, что я не был слишком дерзок в жизни, был несмел, проявлял малодушие. Это не кокетство на публику - такова жизнь.

- Есть ли у вас учитель, Мастер?

- Их много, скорее, это собирательный образ. Самый главный мой учитель - Алексей Дидуров, которому я посвятил книгу стихов «Быть знаменитым некрасиво». Меня восхищают люди, которые загадочным образом успевают многое. Важно, чтобы в зрелом возрасте ты не устал восхищаться, удивляться, пытаться взять пример с кого-то - это считаю признаками жизни. По -другому просто невозможно!

ДОСЬЕ

Владимир Петрович Вишневский родился в Москве 20 августа 1953 г. Окончил литературный факультет Московского областного пединститута имени Н.К. Крупской. Служил в Советской Армии в г. Ленинакане. С 1981 г. - профессиональный литератор, поэт.

Широкую известность Владимир Вишневский получил как автор юмористических «одностиший» - его авторского жанра. Автор 18 книг: «Избранное для избранных», Том 13 «Антологии сатиры и юмора России ХХ века», «Вишневский в супере и без», «Басни о Родине», «Десять лет, которые.., или Страна из рук в руки» и др. Действительный член Российской академии юмора, лауреат профессиональной премии «Золотой Остап».

Смотрите также: