Эффект Гатова. Он смог создать империю, где он был и императором, и верховным судьей

Фото: АиФ - Юг

Леонард Гатов ушел от нас в 2007 году. В январе ему бы исполнилось 75.

   
   

«Аполлоново воинство»

Леонарда Григорьевича Гатова представлять особо не надо. Для Кубани он до сих пор является знаменательной фигурой, построившей государство под названием «Премьера». Человек необычайной энергии, небывалой интуиции, гибкого ума смог создать что-то вроде империи, где он был и императором, и верховным судьей, а если надо, и шутом. Все зависело от конкретной ситуации.

По сути, именно он являлся негласным министром культуры Кубани. И именно ему доставался самый пухлый отраслевой бюджетный кусок. Творческих коллективов им создана масса: шоу-театр, симфонический оркестр, театр балета, молодежный театр, биг-бэнд Георгия Гараняна, культурно-оздоровительный центр в Анапе и т. д. Практически ни один большой праздник не обходился без его участия. В свое время он буквально отвоевал музыкальный театр, на котором сегодня и красуется его имя.

Гатов по натуре был борец, воин, ведь не зря в вышедшей к его юбилею книге «История трубача» одна из глав называется «Аполлоново воинство».

Кстати, на пресс-конференции, где представляли новоиспеченный литературный «шедевр», «история Трубача» почему-то была названа монографией. Естественно, на научный труд книжка никак не тянет, слишком все сделано куце, в жанровой неразберихе. И несмотря на то, что вдова юбиляра на презентации посоветовала собравшимся эту «теплую, читаемую» книгу держать всегда при себе, читать ее все-таки довольно трудно.

Раблезианские банкеты

   
   

Юбилейный труд написан, словно азбука Морзе - отрывисто, жестко. Собранные воспоминания совершенно разных людей, от секретаря Гатова до случайных персонажей, весьма разнокалиберны и тавтологичны. И даже главки от Юрия Григоровича и Иосифа Кобзона никак не спасают праздничное чтиво.

Возможно, лишь секретарь Леонарда Григорьевича, которая сегодня возглавляет Муниципальный концертный зал, поведала о нем довольно сердечно, без всяких казенных фраз. И замечательно, с юмором, даже со стебом, впрочем, каким и был герой книги, рассказал о юбиляре Адольф Шапиро. Известный режиссер упомянул и про машину с мигалкой, и про итальянские пиджаки, и про детские слезы, и про раблезианские банкеты.

Кстати, фигура Гатова на самом деле вмещала в себя что-то раблезианское, неуемное. Этакое сочетание порой ресторанной безвкусицы и театрального изыска, остроумия, тонкого юмора и площадной фривольности, жеста мецената с прижимистостью «скупого рыцаря». Это все было, как и то, что создавал он свою махину в мутное, гангстерское время.

В книге очень много пышных, приторных слов, которые к имениннику не имеют никакого отношения. Понятно, что праздничное издание подразумевает высокий стиль, но лишь тогда, когда это сказано вовремя, по делу и в меру.

Однако, при всем моем уважении к Леонарду Григорьевичу, сравнивать его с Сергеем Дягилевым - это явное преувеличение. «Меценат европейского толка», как сам себя называл «культурный герой» начала прошлого века, представил Европе и миру силу русского искусства. И сегодня нередко Дягилев является мерилом настоящего, большого в культуре. Конечно, эффект Гатова был тоже колоссальным, но для нашего, местного масштаба, где он жил и творил.

Эстетика руин?

К сожалению, сегодня огромное премьеровское хозяйство под не очень чутким руководством его вдовы Татьяны Гатовой приходит в упадок. Молодежный театр, Театр балета Григоровича, Дворец искусств, оперетта, сам музыкальный театр, довольно быстро лишились того блеска, лоска, парадности и уравновешенности, которые были при их создателе. Молодежным театром, балетом музыкального театра и самим музыкальным сегодня руководят люди иногда просто странные.

А юбилейная книга как раз и подтвердила тот уровень мышления и желаний, который сейчас господствует в «Премьере». В одном из последних интервью Татьяна Гатова призналась, что она не Гатов и бегать что-то просить и пробивать не будет. А будет просто сидеть и ждать…

 

Гатов по натуре был борец, воин, ведь не зря в вышедшей к его юбилею книге «История трубача» одна из глав называется «Аполлоново воинство»

 

Смотрите также: