В этой связи новая его работа - «Легенда о великом инквизиторе» в постановке главного режиссера Краснодарского молодежного театра Владимира Рогульченко, конечно же, привлекла к себе самое пристальное внимание. Инсценировку отдельных глав романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы» режиссер обозначил как «настоящее откровение о христианской свободе».
Мужское трио
Рогульченко давно известен как знаток русской классики, он ее знает, чувствует, понимает. Главреж «Молодежки» -
человек необычайно интересный, умеещий работать с актерами, вести их за собой. Работа же с театром драмы для него не нова, он не понаслышке знаком с труппой, ее проблемами, конъюнктурой.
Идея «Легенды о Великом Инквизиторе» у режиссера зрела давно, в нем главное место предполагалось отдать актеру сугубо индивидуального дарования - Александру Катунову. Сегодня режиссер шел на определенный риск, так как артист явно находится не на пике своих творческих возможностей, ушел былой драйв, попритухла небывалая энергетика, которая порой «укладывала» зал наповал. Но выбор был сделан, и все ждали результата.
И театр получил умный, не оставляющий равнодушных, современный спектакль.
В постановке задействован чисто мужской ансамбль, этакое трио: Великий Инквизитор - Александр Катунов, Алеша Карамазов - Константин Петрушин, Иван Карамазов - Александр Тихонов.
Герои поставлены перед нравственным выбором: с кем остаться, куда идти и как дальше жить? Выбор не новый, но необычайно важный для каждого. И для христоподобного Алеши, идущего из послушников в обычный мир. И для Ивана с его гордыней и сатанизмом, желанием в тридцатилетнем возрасте - «отбросить кубок». И для старца с безответными вопросами Иисусу.
Работа для ума
Наши артисты, кажется, давно не испытывали такой сложной текстовой нагрузки. У Катунова вообще идет часовой монолог, изматывающий, нервный. Актер, помещенный в кресло-исповедальню, ведет его, кажется, на пределе своих возможностей. Здесь режиссер сделал для артистов все, что мог, дал им возможность свободы, свободу импровизации.
Безусловно, этот спектакль для умственной работы, работы души, трудный, неоднозначный, и в нем есть тот нерв, который или рвет тебя на части, или заставляет отторгать увиденное.
Само действо происходит в трактире, под каменными сводами, где постоянный фон - шум дождя и падающих капель. Камерная сцена, словно крупный план кинематографа, высвечивает каждый нюанс напряженной интеллектуальной жизни героев. Сценография Сергея Аболмазова, музыкальное и звуковое решение Валентина Демина скупы, точны, убедительны.
Радует, что спектакль, в отличие от последних премьер театра, заставляет о себе говорить, спорить.