Родной край. Стертая память

   
   

Именно после его статьи, опубликованной в местной газете, многие кубанцы узнали, что свой победный путь знаменитый маршал-летчик Покрышкин начал на Кущевской земле.

Остались ли на Кубани настоящие казаки? Почему с карты Краснодарского края исчезают деревни и села? В чем обманули зрителей создатели сериала «Штрафбат» и фильма «Сволочи»? Об этом и многом другом рассказал кубанский краевед. 

Незаметное умирание

- Александр Александрович, что вас заставило так пристально изучать прошлое?

- Историей я интересовался всегда, и не только родного края: ходил по музеям, знакомился с мемуарами и архивами. Иной раз бывали и совсем неожиданные находки. 

К примеру, в Хабаровском крае, собирая грибы, я наткнулся в тайге на бывший лагерь сталинских времен. Вышки, обвалованные полуземлянки, какие-то строения, стена каменная среди тайги, ворота лагеря…

Мне всегда было интересно знать, что было до меня на этой земле, кто и как жил. А когда приобрел компьютер и немного его освоил, то первое слово в строке поиска я набрал «Нардегин». Собирал материал о родном хуторе более двух лет. А потом решил поделиться знаниями и отнес собранные материалы в местную газету.

   
   

- Постепенно исчезают старые, некогда богатые поселения. Хотя в идеале, учитывая постоянно растущий поток мигрантов, наоборот, села должны расширяться и появляться новые…

- Действительно, только в окрестностях моего хутора исчезли с лица земли хутора и поселки - Шевченко, Веселый, Магровский, Буденновский, немецкая колония Ново-Ильевка. Да и хутор Благодатный практически мертв.

Число жителей хутора Гудко-Лиманский сократилось до 20 человек, поселка Набережный - до четырех человек. В самом хуторе Нардегин в 1982 году было около 600 человек. Сейчас проживает 265 человек. Столько же, как в 1925 году, спустя четыре года после Гражданской войны.

Вот к чему привела недальновидная политика руководства страны в отношении малых населенных пунктов.

Предприятия без поддержки государства разваливаются, новые не создаются. К примеру, после развала шкуринского «Рассвета» без работы осталось около 500 человек. Как вы думаете, останутся они жить в селе или поедут искать лучшей доли в мегаполисе? 

Традиции не нужны?

- Сейчас много говорят о патриотизме, о том, что нужно знать свою историю. Вот только иногда эти призывы так и остаются пустыми фразами…

- Нынешнее поколение, на мой взгляд, несколько поверхностно… Вот показательный пример. Года два назад я узнал, что в Кущевскую библиотеку пришла книга Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». За эту книгу автора лишили советского гражданства. Некоторую часть этой книги - самую малую - я прослушал по «Голосу Америки» еще в советские времена.

Попробовал взять книгу для чтения, но не тут-то было. Мне сказали, что старшеклассники как раз проходят тему Отечественной войны, и пока они не прочтут, мне ее не выдадут.

Через три месяца старшеклассники тему войны прошли. Книгу я получил. И кто был первым человеком, прочитавшим ее? Правильно - я. Не нужны нашей молодежи такие знания, как оказалось. Сейчас молодежь воспитывают в духе по­требительства: «Бери от жизни все! Выиграй! Собери купоны и получи подарок!» Печально все это.

- Сейчас показывают много фильмов. В том числе и про войну, правда, уже с некоей другой идеологией. Они могут как-то восполнить этот пробел?

- Это вы «Штрафбат» имеете в виду? Так вот, он лживый от названия до самого последнего кадра! Хоть кто-нибудь читал полностью приказ Сталина за номером 227 от 27 июля 1942 года?

Есть воспоминания самих штрафников-офицеров, есть воспоминания офицеров постоянного состава, прошедших в составе штрафных батальонов с момента их создания и до мая 1945 года.

Читали ли создатели фильма «Штрафбат» эти мемуары? Похоже, нет. А фильм «Сволочи»? Ну не готовили у нас детей-диверсантов.

Вот немцы делали такую попытку подготовки из советских детей разведчиков-диверсантов. Благодаря таким фильмам о войне (я их называю «киношка про войнушку») у молодых людей в головах и складывается мысль о ненужности и даже вредности нашей Победы в мае 1945 года.

А известная фраза одного из мэтров нашей кинемато­графии «…патриотизм - это чувство быдла»? Кто-нибудь осудил этого «мэтра»? Так какая может быть у нас молодежь после такого мощного промывания мозгов средствами массовой информации?

Лишь малая часть молодых людей на уровне подсознания сопротивляется негативному напору на нравственность. Хочется надеяться, что их будет больше.

- А что делать? Свято чтить традиции? Но на Кубани слово «традиции» подразумевает сплошь казачьи правила. 

- Я сейчас, наверное, скажу крамольную вещь, но нам, живущим в XXI веке, традиции казаков, живших в XIX веке, действительно не нужны. Какая лошадь? Какие подковы? Какая рубка лозы? Все это уже ушло и никогда не вернется.

Тех казаков, которые описаны Михаилом Шолоховым, белым генералом Красновым и другими, уже не будет, так как нет условий для сохранения многовекового уклада жизни. Что же касается воспитания патриотизма, то выход, конечно же, есть! Только заниматься этим надо буквально с самого рождения ребенка. 

Смотрите также: