Краснодарский край, 17 апреля - АиФ-Юг. Однако так было не всегда. Совсем недавно в армию вчерашних выпускников было просто не затащить. Да и родители костьми ложились, только б не пустить родного отпрыска в ряды вооруженных сил. Причиной страха стала дедовщина и чеченские кампании, куда на смерть уходили солдаты-срочники. О мужестве, о подвигах и славе наш сегодняшний разговор с ветераном трех кампаний (афганской, чеченской и абхазской) Финатом Шайхулиным, председателем правления отделения Всероссийского общества «Боевое братство» в Ейске.
Есть на кого равняться
- На Кубани «уклонистов» становится все меньше. Как вы считаете, с чем это связано?
- Я сам с Урала, и мне больно видеть, что на моей родине ситуация по призыву далека от идеальной. А ведь в свое время именно уральские дивизии столько сделали для победы в Великой Отечественной войне. Сейчас там все развалилось, люди просто выживают. Им не до патриотизма. На Кубани дело обстоит по-другому. С молодежью работают. Призывники толковые. Да и есть на кого равняться. Взять, к примеру, прославленную 7-ю дивизию из Новороссийска - гордость России. Ставят памятники знаменитым воинам-героям. Во всей стране нет столько памятников Суворову, как на Кубани. Детвора смотрит, интересуется, узнает военную историю страны. Это очень полезно.
- Но было же время, когда в армию не просто не хотели идти - боялись. Почему?
- Потому что был бардак и в стране, и в армии. Вспомните 1994 год, когда пацанов, только что окончивших школу, бросали в Чечню под пули снайперов. И даже родители не знали, где их сын и жив ли он еще. До сих пор еще приходится бороться с остатками дедовщины, которая процветала в то время. Остро стоял и национальный вопрос. Да что говорить. В те годы мы потеряли не только поколение, но и Советский Союз. Понятно, что ситуация в армии была отражением общего развала и смуты. Ребята не стремились служить, армия считалась «немодной». Сейчас ситуация постепенно меняется. Стало больше порядка, меньше неуставных отношений. Ужесточили требования к командирам. Что немаловажно, подняли им зарплату. Теперь люди думают не только о том, как прокормить семью, а наконец могут вспомнить и о своих обязанностях. Соответственно, и престиж армии стал расти. Хотя недавний скандал с бывшим министром обороны сильно потянул репутацию военных вниз. Опозорил он армию, что говорить.
- Да, но чему можно научить солдата за год?
ОПРОС | |
---|---|
- Конечно, я против такого сокращения срока службы. Чтобы воспитать хорошего бойца, как минимум необходимо полтора года. Либо должна быть военно-спортивная подготовка еще до армии. Но даже главное руководство страны как-то заметило, что в ДОСААФе сейчас занимаются бизнесом, а не воспитанием молодежи. К сожалению, не всем это нужно. Например, мы пытаемся открыть в Ейске аэроклуб. У нас много опытных наставников, за свой счет купили все необходимое, ребята сами загорелись, хотят заниматься. Но нам ставят палки в колеса. Видимо, у кого-то есть дела поважнее.
В бою не до глупостей
- В вашей организации все герои. А современные мальчишки способны на подвиги?
- Многие сейчас хулят нашу молодежь, дескать, и выпивают, и покуривают. Можно подумать, мы другими были. Герои тех лет - это тоже бывшие мальчишки. Когда пришла нужда, они оставили глупости и пошли защищать Родину. Вспомнить только 23 декабря 1993 года. Террористы тогда захватили детей в Ростове-на-Дону. Я был командиром экипажа добровольцев, нам предстояло проводить освободительную операцию. Были и те, кто прятался за спинами других. Но желающих помочь, героев было больше. Чего стоят только Володя Степанов и Валентин Падалка, мои друзья. Они повели вертолет с террористами, на который выменяли детей. То, что они остались в живых, - чудо. А вспомните наших ребят в Чечне, Афгане, Абхазии. Тоже вчерашние мальчишки совершали чудеса героизма, не требуя ничего взамен. Я, кстати, не очень понимаю службу по контракту. Получается, что свой воинский долг перед Родиной выполняют за деньги.
- Финат, а может быть, герои нам и не нужны?
- Родине и обществу герои нужны всегда. Но чиновникам… похоже, далеко не всем. На 20-летие вывода наших войск из Афганистана они пообещали оплатить выпуск юбилейной медали для ветеранов. А когда дошло до дела, развели руками: мол, денег нет. Пришлось членам «Боевого братства» искать, выкупать медали и вручать бывшим афганцам. И это не единственная подобная история. Хорошо, есть спонсоры-энтузиасты. Помогают проводить вечера памяти, концерты. Вести патриотическую работу с молодежью.
- Может, мы просто стали слишком забывчивыми…
- Может быть. Хотя я, честно, не понимаю почему. В 1997 году под Староминской рухнул вертолет. Его из последних сил тянули ребята, уводили от многолюдного поселения. Они, конечно, погибли. Но больше никто не пострадал. После этих событий им на этом поле поставили памятник. Через год мы приехали к памятнику и были потрясены. Я первый раз увидел коноплю в человеческий рост. Конопля да кучи навоза - вот что было рядом с памятником. Стыдно стало за людей, которые так быстро забыли героев, погибших ради них. Навели там порядок. Теперь это место поклонения, памяти.